Педагогическое творчество и мастерство не возникают на пустом месте – это великий труд, накопление опыта. Преподаватель языка должен помнить о том, что любому языку свойственны своя лингвистическая структура и система, образность и выразительность. И преподавание, и изучение языка – многогранная работа, открывающая широкий простор для поисков и инноваций…
В нашей области изучение казахского языка доступно в центрах обучения государственному языку. Работа здесь ведется по системе «Казтест», определяющей уровень владения государственным языком каждого слушателя. В соответствии с этим уровнем затем строится программа обучения, в которой особое внимание уделяется аудированию, говорению, а также тестированию.
Говоря о методике обучения казахскому языку, нельзя не рассмотреть отдельно проблему обучения языку представителей других национальностей. Преподавание казахского в иноязычной аудитории становится непосредственным объектом исследования для многих педагогов, и это дает свои плоды. Разработано немало эффективных путей обучения казахской речи, в том числе и посредством языкового общения. При этом, изучая казахский язык, необходимо обязательно изучать лексические минимумы. Это расширяет словарный запас, формирует активную и пассивную лексику.
Лексический минимум включает в себя набор слов и словосочетаний, соответствующих каждому уровню владения казахским языком (элементарный, базовый, средний, выше среднего и высокий). Минимум необходим для самостоятельного изучения казахского языка и оценивания уровня владения казахским языком. Он составляется с учетом мировых и европейских стандартов изучения языков, а также публичных и социальных особенностей Республики Казахстан. Систематически составленный лексический минимум формирует у изучающих язык умение правильно использовать слова и словосочетания в различных ситуациях.
Лексический минимум базового уровня, основанный на бытовых жизненных ситуациях, рассчитан на тех, кто находится на первом этапе изучения языка. Слушатель должен освоить языковые материалы, используемые в повседневной жизни, правильно употреблять простые слова при общении в зависимости от ситуации.
На среднем уровне задачи лексического минимума немного сложнее: здесь необходимо научить изучающих язык правильно использовать стилистические единицы, проработать темы разговорных ситуаций, поставить речь в соответствии с литературными нормами.
Лексический минимум выше среднего уровня помогает правильно использовать в литературном стиле активные слова и словосочетания, взятые из различных ситуаций общения и общественной жизни. Лексика человека, владующего языком на высшем уровне, предполагает свободное усвоение лексических единиц, относящихся к различным социальным сферам жизни, а также свободное употребление слов в литературном, научном и профессиональном стилях речи.
Богатство языка – это богатство слов и мыслей. Для достижения подлинного богатства мысли необходимо не просто выучить много слов. Нужно знать историю развития языка, постоянно обогащать и пополнять свой лексический пласт, следить за новыми явлениями в языке с заботой и пониманием.
Знание языка в нашем мире – это лучший способ познавать неизведанное. Если вы хотите овладеть государственным языком, можно попробовать на личном опыте разные методики, либо придумать свою, занимаясь изучением самостоятельно. Главное – помнить: овладеть языком под силу каждому, нужно только захотеть…
Айман ЖАКАНОВА,
преподаватель учебно-методического центра Акмолинской области.