Две истории успеха. Из ста семнадцати…
– Свое поварское дело я люблю, но, признаюсь, было время, когда не хотела идти на работу, – молодой кокшетауский предприниматель Наталья Михайленко откровенно делилась своими переживаниями с участницами регионального тренинга для женщин «Coca-Cola Белестері». – Хотелось делать так, как считаю нужным. Знала, что так будет лучше. Но…
Теперь все эти переживания в прошлом: «Говорю искренне: очень благодарна государству. Оказывается, столько есть программ поддержки тех, кто хочет работать, открыть свой бизнес. Надо только очень постараться».
Первый свой грант Наталья Павловна получила по программе «Бастау бизнес». Небольшой. Но 250 000 тенге хватило для того, чтобы купить необходимый инвентарь и открыть курсы поварского мастерства, взяла столовую в аренду.
И тут предложили участвовать в конкурсе на получение гранта по проекту «Coca-Cola Белестері». Прошла обучение, составила бизнес-план. И все получилось: «Дали 2 000 долларов. «Бери, Наташа, развивайся. Двигайся дальше. Создавай рабочие места, другим помогай. Это такой стимул!»
Красивая, энергичная дама говорит с улыбкой: «Когда работала по найму с 9 до 18, то думала: «Стану бизнесменом, вообще из дому буду руководить. Сейчас иногда приходится работать «в режиме 24/7. И это в радость!»
Учредитель ТОО «Асау» Жанар Жаксыбергенова среднюю школу окончила в селе Красный Яр. С благодарностью вспоминает своего учителя технологии, чьи слова «ты должна шить» оказались судьбоносными.
Высшее образование получила в Технологическом институте легкой и пищевой промышленности. Но как раз в этот период конца 90-х не стало промышленности: ни легкой, ни пищевой. Ушла в банковскую сферу. Нормированный рабочий день, стабильность… Но «загнанный в подкорку» вопрос: «Почему я здесь? Почему занимаюсь тем, что не приносит радости?» с началом пандемии зазвучал в полую силу. И: «Не бойтесь все на карту бросить, не бойтесь жизнь переменить!» Уволилась. Подруга предложила принять участие в конкурсе на грант «Coca-Cola Белестері»: «Прошла обучение. Получила грант. Все так быстро закрутилось…»
Начинала с одной швейной машинки. Сейчас спортивную одежду от Жанар Жаксыбергеновой знают не только в нашей области. Дизайн современный, качество высочайшее. Шьет из узбекского хлопка. Производство безотходное. Из остатков – подушечки, поделки различные.
Слова экс-депутата Парламента РК Майры Айсиной: «Все наши девушки работают на качество. На произведенной ими продукции можно ставить лейбл «Сделано с любовью» – продемонстрированные изделия подтверждают сполна.
– Мне интересно жить. Вокруг меня – мотивированные, заряженные энергией дамы, – говорит Жанар Жомартовна. – Когда мы вместе, у нас все получается.
Вот такие две истории успеха обладателей гранта «Coca-Cola Белестері». Из 117. Столько грантов (от 2 000 до 4000 долларов) получили казахстанки за время реализации этой программы. Причем 41 из них – акмолинки!
Мы работаем с каждой
Перед началом семинара мы беседуем с его модератором, руководителем оргкомитета форумов сельских женщин Казахстана, депутатом Мажилиса Парламента РК IV-VI созывов Майрой Айсиной.
Отвечая на вопрос, почему семинар проходит на площадке Региональной палаты предпринимателей, Майра Араповна сказала: «Это не случайность. Мы сотрудничаем, делаем одно общее дело. Более того, сегодня формируется коллаборация государственных органов и общественных организаций».
Отрадно, что все чаще государственные организации во многом используют опыт НПО. В том числе и международных.
– Большое количество грантов и эффективность их использования – явления отнюдь не взаимосвязанные, – справедливо говорит Майра Араповна. – Мы имеем возможность вести каждого своего победителя конкурса вплоть до реализации продукции. Ведь найти покупателя бывает куда сложнее, чем произвести. Работаем с каждой. На местах нам помогают члены комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме Акмолинской области.
Когда различных государственных грантов тысячи и тысячи, то такое сопровождение наладить сложно. По мнению Майры Айсиной, именно факты нецелевого использования грантов, во всяком случае, низкая их эффективность обусловила переход к кредитованию под очень выгодные 2%. Прежде всего, для молодежи и сельских жителей. Теперь государство решило давать микрокредиты. На эти цели по программе «Ауыл аманаты» выделено 53 млрд.
Гранты, конечно, будут. Но в меньшем количестве и на небольшие суммы.
– Мы можем работать с получателями таких грантов. И микрокредитов тоже, – предлагает Майра Араповна. – 500 тысяч тенге – сумма по нынешним временам небольшая. Но мы готовы помочь их обладателям скооперироваться, начать общее дело на взаимовыгодных условиях. Если не в каждом селе, то в каждом районе наверняка есть женщина, прошедшая обучение по программе «Coca-Cola Белестері».
Поначалу компания Coca-Cola и одноименный международный фонд планировали к 2020 году обучить 5 млн безработных женщин. Но, видя эффективность и популярность этой программы, решили ее пролонгировать.
– Это обучение не только основам предпринимательства, – говорит Майра Айсина. – Мы помогаем нашим женщинам поверить в себя, стремиться изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей семьи. Следующая ступень – жизнь села. А далее…
Майра Араповна приводит множество примеров, подтверждающих, что обладатели грантов «Coca-Cola Белестері» активно участвуют в общественной жизни, становятся членами общественных советов, депутатами маслихатов различного уровня: «Когда открывают свое дело, начинают изучать законы, требовать их выполнения. Делятся своим опытом с другими».
С чего начать
Участниками семинара были, главным образом, члены довольно молодой общественной организации – «Сообщество многодетных матерей «Асыл Аналар» Акмолинской области.
Главный менеджер ОЮЛ «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global» Асыл Окапова рассказала об истории проекта и его задачах.
Проект «Coca-Cola Белестерi» стартовал в 2012 году по инициативе общественного фонда «Социальная динамика» и при поддержке международного благотворительного фонда The Coca-Cola Foundation.
Он направлен на вовлечение в предпринимательство женщин по всему Казахстану и представляет собой своеобразные ступени роста, предусматривающие участие в обучающей программе по основам бизнеса и в конкурсе на лучшую бизнес-идею среди начинающих казахстанских предпринимательниц. Победители получают финансовую помощь для открытия первого бизнеса, под-держку со стороны единомышленников и кураторов.
С 2013 года к проекту присоединился партнер – ОЮЛ «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global». Объединив усилия сторон, проект работает, вовлекая в программы обучения предпринимательству незанятых женщин из всех районов Казахстана.
Асыл Акимжановна акцентировала внимание на доступности обучающих программ онлайн-школы «Личное подсобное хозяйство» Farmerschool и BusinessTeam.
Заявки на участие в конкурсе можно по-дать до 11 октября. В приоритете – проекты, направленные на устойчивое развитие территорий и на продвижение товаров и услуг через интернет. Очень важно создание новых рабочих мест.
Зарегистрироваться на сайте «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global», пройти обучение онлайн можно бесплатно. После тестов сдачи тестов выдается сертификат. Далее – участие в конкурсе. Образец бизнес-плана тоже на сайте.
Конечно, выиграть грант удается не всем. Но стать членом дружной, энергичной, мотивированной на позитивные изменения команды – уже победа!