В Парламенте рассматривается вопрос принятия трех законов, касающихся электроэнергетической отрасли. Об этом в своем выступлении на первой сессии VIII созыва высшего представительного органа заявил Президент страны Касым-Жомарт Токаев.
Как один из представителей энергетической отрасли и руководитель ТОО «Кокшетау Энерго», хочу поделиться своим видением насущных проблем электроэнергетики. И предварительно поясню, что собой представляет действующий механизм по обеспечению потребителей электроэнергией.
Законодательно отраслевые предприятия от генерации до потребления электроэнергии разделены на три группы. К первой относятся энергопроизводящие организации (ЭПрО), которые вырабатывают электроэнергию на традиционных станциях – ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС и объектах ВИЭ. Во вторую входят энергопередающие организации (ЭПО), в чьи обязанности входит доставка электроэнергии от пункта «А» до пункта «Б». ЭПО имеют на своем балансе электрические сети и подстанции от уровня 0,4 кВ до уровня 500 кВ. Их задача – распределение и передача электроэнергии.
Но есть и третья группа, к которой относятся энергоснабжающие организации (ЭСО), задача которых – покупка и продажа электроэнергии (товара) по договору и сбор средств за отпущенную электроэнергию.
Объекты 1-й и 2-й групп в большинстве своем относятся к субъектам естественных монополий, и их тарифы утверждаются уполномоченными органами. Для ЭПрО тариф на выработку электроэнергии утверждает Министерство энергетики. Для ЭПО тариф утверждает Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики.
ЭСО (третья группа), в свою очередь, разделены на две подгруппы: гарантирующих поставщиков электроэнергии (36 компаний) и другие сбытовые компании (более 100).
Гарантирующим поставщикам электроэнергии сбытовой тариф утверждает Антимонопольный комитет, а другие энергоснабжающие компании определяют его самостоятельно, стоимость их электроэнергии не регулируется уполномоченным органом.
Именно нерегулируемые ЭСО «забирают» к себе наиболее платежеспособных и прилично потребляющих электроэнергию потребителей по стоимости ниже гарантирующего поставщика.
Для гарантирующих же поставщиков ЭСО антимонопольный орган создал кабальные условия, завысив тарифы для мелких субъектов бизнеса и бюджетных организаций и обязав их фактически спонсировать тарифы для населения (физических лиц).
Если себестоимость электроэнергии равна 24 тенге за киловатт, то населению она отпускается по цене в 15 тенге, а разницу в девять тенге оплачивают объекты МСБ и бюджетные организации. Как результат, сдерживается развитие малого бизнеса, чья рентабельность оказывается искусственно ухудшенной.
В свою очередь нерегулируемые ЭСО электроэнергию для населения не продают, а забирают, как было уже сказано, объекты среднего и крупного бизнеса.
В связи с внесенными изменениями в законы (правила) о государственных закупках в нерегулируемые ЭСО также начали переходить и бюджетники. Это означает, что в ближайшие год-два тариф для населения начнет стремительно расти и сравняется с себестоимостью реализации электрической энергии гарантирующими поставщиками, то есть до 23-24 тенге за киловатт. Рост составит примерно 60%.
Как известно, с 1 июля 2023 года в республике внедряют новую модель рынка электроэнергии. Она будет базироваться на механизме единого закупщика электроэнергии и ее балансирующего рынка.
Данная модель позволит снизить тариф для потребителей регулируемых ЭСО, но при этом параллельно надлежит рассмотреть вопрос по переводу ЭСО, самостоятельно устанавливающих тариф, в разряд регулируемых в целях уравнивания их положения с гарантирующими поставщиками.
Считаем, что для стабилизации ситуации на рынке электрической энергии целесообразно рассмотреть модель по упразднению нерегулируемых ЭСО с оставлением на рынке только одной энергоснабжающей организации – гарантирующего поставщика электрической энергии.
Рыночный механизм, который работает в настоящее время, а именно в части деятельности ЭСО, направлен против населения и экономики страны в целом.
Вторая проблема, которую хотелось бы отметить, касается потребителей – юридических лиц, которые оказались в неравных условиях между собой. Их можно разделить на три группы: первая – потребители, непосредственно подключенные к сетям и подстанциям АО «KEGOC»; вторая – потребители, подключенные к сетям регионального уровня, для которых электроснабжение осуществляют нерегулируемые ЭСО; третья – потребители, подключенные к сетям регионального уровня, для которых электроснабжение осуществляют гарантирующие ЭСО.
Потребители первой группы покупают электроэнергию на оптовом рынке, и для них стоимость электроэнергии равна: цена электростанций + транспортировка по сетям АО «KEGOC», что составляет в итоге максимум 15 тенге с НДС.
Потребители второй группы покупают электроэнергию по стоимости, равной: станция + АО «KEGOC» + ТОО «Кокшетау Энерго», что составляет около (min) 22-23 тенге.
Как раз вот здесь нерегулируемые ЭСО поднимают цену до уровня чуть ниже гарантирующего ЭСО (между 22-30 тенге). А потребители гарантирующего ЭСО в это же время покупают электроэнергию по 30 тенге за киловатт, которая утверждена антимонопольным комитетом, чтобы компенсировать обеспечение низкого тарифа населению.
Если бы все потребители были приравнены друг другу, с одной стоимостью электроэнергии, то тариф для всех групп потребителей не превышал бы 22 тенге.
Третья проблема: электрические станции расположены неравномерно на территории Казахстана. Основные генерирующие источники находятся в Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. Кроме того, имеется ряд станций, работающих на газе в западных регионах республики.
Не все областные центры имеют комбинированные электрические и тепловые станции. К таковым, к примеру, относится Кокшетау. Из-за отсутствия собственной ТЭЦ регион покупает электроэнергию в других областях, и вся она транспортируется по сетям АО «KEGOC», увеличивая тем самым свою себестоимость.
Поэтому в зоне действия ТОО «Кокшетау Энерго» один из самых высоких тарифов в стране. Например, Северо-Казахстанская область ввиду наличия ТЭЦ практически 70-80% нужд закрывает сама. При этом не несет затрат по транспортировке по сетям АО «KEGOC», что дает возможность пользоваться электроэнергией по цене на два-три тенге ниже, чем в Кокшетау.
Принимая во внимание вышеназванные факторы несправедливого распределения электроэнергии, видится разумным создание механизма государственного регулирования с единым подходом для всех потребителей республики. Должен быть создан единый закупочный орган, который бы определял единую стоимость электроэнергии по всей республике для всех потребителей, независимо от расстояния до энергоисточников.
Предлагаем ввести совместное решение Антимонопольного комитета Министерства национальной экономики и Минэнерго по разработке и утверждению тарифа производства электроэнергии на разных станциях и тарифа на ее передачу энергопередающими организациями.
Учитывая плачевное положение энергокомплекса страны (за последние два года сменилось четыре министра энергетики), нужно создать орган (комитет) при Парламенте страны, который бы непосредственно занимался модернизацией и реформой отрасли с привлечением соответствующих министерств, особенно национальной экономики и энергетики.
Нужно убрать из схемы поставок электроэнергии энергоснабжающие организации, которые действуют как посредники (делдалы), не внося ни копейки в энергетическую систему.
Досымхан АРАЛБАЕВ,
генеральный директор ТОО «Кокшетау Энерго».
kazpravda.kz.