Патриот, ученый, педагог

Знакомство с профессором К. К. Кожабаевым состоялось спустя месяц после моего прибытия в Кокшетау в качестве ректора университета. В июне 2018 года университет отмечал 80-летний юбилей доктора педагогических наук, профессора, педагога-наставника, заслуженного деятеля науки РК Кайыржана Габдулловича Кожабаева.

Мне было приятно осознавать, что в региональном университете трудятся такие именитые, авторитетные в науке, продуктивные ученые. Я с удовольствием принял участие в праздновании юбилейного события и ближе познакомился с профессором. На тот момент в начале моего руководства вузом такое важное и светлое мероприятие я воспринял как добрый знак.

Меня удивило, что ученый, преданно служивший делу науки и образования более 50 лет, проработавший в вузе на разных позициях от преподавателя до заведующего кафедрой методики преподавания математики, декана физико-математического факультета, проректора по воспитательной работе, в общении прост и дружелюбен, в жизни – скромен и обаятелен. Мне очень хотелось преподнести ему подарок на юбилей, и я пригласил известного исполнителя, певца, музыканта, который подарил аксакалу ряд замечательных музыкальных композиций, украсив праздник.

Уже позже из уст коллег я узнал о том, что профессор Кожабаев практически стоял у истоков основания университета, бывшего педагогического института имени Ч. Ч. Валиханова, открывшего свои двери в 1962 году.

После окончания Петропавловского педагогического института в 1962 году и двухлетней работы учителем математики в одной из школ города Петропавловска он был приглашен в педагогический институт г. Кокшетау для работы на кафедре элементарной математики. По сути дела, в трудовой книжке профессора значится одна запись: работа в Кокшетауском педагогическом институте, затем в Кокшетауском университете имени Ш. Уалиханова. Именно здесь он начал свой трудовой путь, здесь прошли годы становления его как профессионала, именно здесь он создал свою научную школу.

Мне, к сожалению, не довелось видеть профессора в учебной аудитории, но по воспоминаниям его коллег, он отличался высокой степенью академичности. Знаток новейших методов преподавания математики, он много времени уделял подготовке научных кадров. Лично знаю подготовленных им кандидатов наук и докторов философии, успешно работающих сегодня в стенах нашего и других университетов – Турткараева Гульнара Баяновна, Хамзина Ботагоз Еркиновна, Габдулин Рустем Серикович, Зыкрина Сымбат и другие.

В 2019 году наш университет начал тесно сотрудничать с учеными Назарбаев университета по вопросам повышения качества обучения в малокомплектных сельских школах. Принимая участие в одном из семинаров, я узнал о том, что проблема МКШ изучалась профессором Кожабаевым еще в начале 2000-х годов в рамках возглавляемой им лаборатории «Дидактика высшей и средней школы». Уже тогда профессор поднимал насущные проблемы и предлагал пути решения по теме, которая актуальна по сей день. Такая научная дальновидность не может не вызывать восхищения.

Профессор одним из первых в вузе начал устанавливать научные связи с зарубежными коллегами. Университеты Польши, Латвии, России охотно сотрудничали с нашим вузом, благодаря профессиональным и дружеским связям профессора Кожабаева с учеными из разных стран. Этот шаг заложил фундамент для открытия в дальнейшем докторантуры по образовательной программе «Методология научных исследований в математическом образовании» в нашем университете.  Безусловно, в этом прямая заслуга Кайыржана Габдулловича.

Очень жаль, что наше общение с профессором было нечастым. Но я помню все его визиты ко мне в кабинет, а также встречи у него дома. Я хорошо знаком с семьей Кайыржана Габдулловича. Прекрасная супруга, дети, внуки. С большим удовольствием приходил в дом Кожабаевых, где всегда чисто, светло и уютно. Мы беседовали с профессором о делах университетских, о планах на будущее. Особая боль профессора Кожабаева – это проблемы в школьном математическом образовании. Он был твердо убежден, что математика должна не только учить счету, но, прежде всего, она должна выполнять развивающую функцию, формировать логическое мышление. Именно вопросу разработки теории и методики воспитательно-развивающего обучения математике в школе профессор уделял особое внимание. Об этом свидетельствует множество авторских учебных и учебно-методических изданий профессора.

Как ректор университета, я искренне благодарен профессору за его самоотверженный труд, за вклад в развитие вуза, за подготовку кадров – будущих учителей математики и молодых ученых, за его преданность науке и высшей школе.

Для меня профессор Кожабаев – образец истинного ученого, талантливого педагога, прекрасного семьянина. Навсегда запомню его по-отечески теплое ко мне отношение, его легкую (несмотря на возраст) походку, доброжелательную улыбку.

В дни, когда болезнь подступала, профессор все же приходил на работу, чинно шествуя по коридорам, давал консультации докторантам и магистрантам, писал научные статьи. Вспоминаю дни, когда мне сообщили, что профессор Кожабаев заболел и не может приходить в университет, я сразу подумал о том, как жаль, что вновь прибывшие студенты не познакомятся с профессором, не соприкоснутся с той эпохой, не вкусят радость общения с истинным патриотом, ученым, педагогом…

Марат СЫРЛЫБАЕВ,
ректор НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова».

Читайте также