Областная конференция для родителей, специалистов и педагогов, работающих с детьми с аутизмом, прошла в Доме дружбы. Как отмечают специалисты, они впервые собрались по запросу родительской общественности. Объединила родителей мама особенного ребенка, член совета матерей при ААНК, основатель сообщества «Инклюзивті ата-аналар» – «Инклюзивные родители» Маххабат Касенова.
Мама 8-летней Полины заметила нарушения поведения, когда девочка была совсем маленькой. Полина начала ходить на цыпочках, не откликалась на свое имя. Родители с тревогой заметили у нее повторяющиеся движения, девочка предпочитала одни и те же мультфильмы, книги, никак не контактировала со старшей сестрой и взрослыми. Все это стало причиной обращения к специалистам, которые поставили диагноз: «аутизм».
Мама 7-летнего Романа долго надеялась, что врачи ошиблись, предполагая аутизм у ее сына. «Казалось, что земля уходит из-под ног», – вспоминает мама. Окончательно диагноз поставили в реабилитационном центре г. Астаны. С тех пор у семьи началась другая жизнь: 4,5 года длится борьба за ребенка. И уже есть результаты – сын заговорил. А значит, есть стимул двигаться вперед…
Таких историй в сообществе много. У каждой мамы свои проблемы и заботы. Но для них важно знать, на какую помощь и поддержку госорганов они могут рассчитывать.
– Многие родители считают, что решение наших проблем до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Но мы видим, что с каждым разом положение улучшается, нужно просто не бояться говорить о своих трудностях и искать выход вместе, – говорит активистка сообщества, мама особенного ребенка Диляра Жанбаева.
Первым шагом к проведению конференции стала фотосессия «Бірге біз күшпіз» – «Вместе мы сила». В фойе Дома дружбы с фотографий улыбаются друг другу и всему миру папы и дети…
– Как правило, чаще всего развитием особенных деток занимаются мамы. Мы хотели сделать отцов причастными к воспитанию и совместному досугу с детьми, напомнить, как здорово быть со своим ребенком в минуты радости, – рассказывает организатор мероприятия Маххабат Касымова.
Маххабат Муратовна уверена: самая большая проблема – в недостаточной степени информированности населения.
– Не все представляют, что это значит – ребенок с аутизмом. Постепенно меняется отношение к особым детям, уже перестали тыкать на улице пальцами и смеяться. Но все равно многие считают, что особенные дети должны учиться только в спецшколах или сидеть взаперти, – говорит мама особенного ребенка.
Времена меняются. Если раньше каждая семья переживала в одиночку, сейчас родители собираются в клубы, создают чаты, где поддерживают друг друга, помогают полезными советами, обмениваются контактами специалистов. На диалоговой площадке в Доме дружбы родители встретились с представителями психолого-медико-педагогической комиссии, областного управления образования, педагогами, непосредственно имеющими дело с детьми с аутизмом.
Председатель координационного совета по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области Марат Ибраев отметил, что для работы с особыми детьми объединились разные госорганы, входящие в системы здравоохранения, образования, соцзащиты. Уже намечен переход от медицинской к социально-педагогической модели: во главу угла поставлены проблемы социализации, возможности учиться в организациях образования, получить профессию и устроиться на работу.
– Если в школах созданы условия для инклюзии, то за ее пределами все не так просто. Можно принимать замечательные законы, создавать идеальные условия, но пока информированность общества останется на этом уровне, сдвигов не будет. Нужна реальная совместная работа и содействие общества, – подчеркнул Марат Умербаевич.
По словам спикера, всего в регионе работают четыре кабинета ПМПК для 12 389 детей до 18 лет с особыми образовательными потребностями, 538 – с расстройствами эмоционально-волевой сферы, к которым относится и аутизм.
– Обучение детей с расстройствами аутического спектра дает лучший результат, когда у них есть возможность учиться в школах и детсадах общего типа. Конечно, для этого нужны подготовленные специалисты. Сейчас в педагогических колледжах и вузах будущие педагоги проходят такие дисциплины, как «основы инклюзивного образования» и «спецпедагогика». Десятки тысяч учителей и воспитателей прошли курсы по инклюзии. Создание физической безбарьерной среды несложно – поставить пандус, оборудовать специальные туалеты… Но прежде всего не должно быть барьеров в отношении к особенным детям – у каждого из них свои потребности, им нужен индивидуальный подход, – пояснил М. Ибраев.
Для обеспечения образовательной и развивающей среды совершенствуется работа службы медико-психологического сопровождения. Создан 21 кабинет поддержки инклюзивного образования, за последующие три года планируется открыть еще 87. В каждом районе будет работать кабинет психолого-педагогической коррекции. Еще 9 кабинетов осталось обеспечить спецавтотранспортом, чтобы специалисты могли выезжать в отдаленные села либо привозить детей на занятия. До конца года планируется этот вопрос закрыть.
Руководитель областной ПМПК, учитель-дефектолог Толкын Алхатова утверждает: помогать нужно не только особым детям, но и, что немаловажно, их родителям.
– Дети, чьи родители к нам обратились, полностью охвачены обучением. Хочу дополнить слова Марата Умербаевича: действительно, очень важно, какое будущее ждет детей с расстройствами аутического спектра после школы. Поэтому мы сотрудничаем со Строительно-техническим и Высшим техническим колледжами областного центра, где учатся дети с нарушениями или трудностями общения и социального взаимодействия. К сожалению, нам тоже не хватает дипломированных специалистов. Здесь на помощь приходят вузы: Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова готов открыть факультет дефектологии.
Своим видением проблемы поделились и другие спикеры. О статистике охвата детей с РАС рассказала методист инклюзивного образования отдела образования г. Кокшетау Гульнар Жайлауова. Принципами организации работы с особенными детьми поделилась директор общеобразовательной школы № 4 Мадина Хасенова. Практические советы из личного опыта дала другим родителям Маххабат Касымова, рассказав о правилах успеха на пути к счастливому родительству.
В формате «вопрос-ответ» состоялся живой диалог спикеров с родителями особенных детей. Некоторые вопросы и предложения представители системы образования взяли в разработку.
Не менее интересной стала и практическая часть, где специалисты провели мастер-классы для родителей.
Когда родители постоянно беспокоятся за судьбу ребенка, нервничают, переживают, на помощь придет арт-терапия, уверена дефектолог кабинета психолого-педагогической коррекции Галина Завгоруль. С помощью рисования и взрослым, и детям можно увидеть себя и свои проблемы со стороны, при этом заниматься творчеством можно любыми подручными предметами, не обязательно брать в руки кисти.
Педагог-ассистент ОШ № 4 Гульмира Кекенова показала участникам роль познавательной игры в самореализации для детей с РАС. Педагог поделилась, как можно занять ребенка развивающей игрой с подручными предметами без дополнительных финансовых затрат: выкладывать буквы из всего, что есть в сумочке, приготовить одинаковые мешочки с разными наполнителями, которые есть на кухне у любой хозяйки, – рис, макароны, гречка… Родители освоили упражнения, которые обеспечат ребенку сенсорную разгрузку и послужат дальнейшему развитию.
– Конференция прошла продуктивно, в ней приняли участие около 30 родителей. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля положил начало месячнику, когда на разных площадках во всем мире на разных языках будут рассказывать о том, как непросто жить людям с расстройствами аутического спектра, – отметила организатор мероприятия Маххабат Касымова.
Марат Ибраев дополнил:
– В 2011 году диагноз «аутизм» был официально признан в Казахстане. Если брать статистику по нашему региону, еще 8 лет назад детей с таким диагнозом были единицы. Сейчас их уже более 500, больше половины проживают в областном центре. Это число растет с каждым годом, так как совершенствуются подходы к диагностике, родители чаще обращаются к врачам при первых симптомах расстройства поведения. Не стыдно быть родителями особенного ребенка, стыдно ограничивать его в развитии и лишать всего, в чем нуждается каждый, – любви, ласки, надежды на будущее…
Султан ГАЛЫМОВ.