Ответственность должна быть солидарной

Ежегодно Фонд социального медицинского страхования подводит итоги работы. Благодаря системе отчислений, растет объем медицинской помощи населению, увеличивается число дорогостоящих обследований, улучшается оснащение медучреждений… Однако акцент в работе системы ОСМС все-таки сделан на солидарную ответственность за сохранение здоровья.

По словам директора филиала по Акмолинской области НАО «ФСМС» Азамата Умертаева, отчисления в систему обязательного социального медстрахования позволяют получить медицинские услуги сверх гарантированного объема. Сюда входят плановое стационарное лечение, все виды дорогостоящих консультативно-диагностических услуг, в том числе компьютерная и магнитно-резонансная томография, реабилитация и стоматологическая помощь.

При этом следует отметить, что государство взяло на себя уплату взносов за льготные категории граждан – почти за 60% населения страны. И все участники медицинского страхования имеют равный доступ к медуслугам в системе ОСМС, независимо от размера уплаченного взноса. На сегодняшний день медицинскую помощь населению региона предоставляют 63 поставщика, в том числе 30 частных и 33 государственные клиники.

– По итогам 2022 года на оплату медицинских услуг жителям региона было потрачено более 69,3 млрд тенге, что на 20% больше, чем в 2021 году. В стационарных условиях в 2022 году пролечено более 130 тысяч пациентов на общую сумму 12,4 млрд тенге. В текущем году расходы на стационарную медицинскую помощь увеличены до 14 млрд тенге, – подчеркнул Азамат Казиевич.

Спикер также отметил, что в 2022 году акмолинцы получили около 6,9 млн консультативно-диагностических услуг, среди которых порядка 1,4 млн приемов узких специалистов, 1,5 млн услуг лабораторной диагностики, около 1 млн процедур и манипуляций, 500 тысяч пациентов прошли диагностику, в том числе более 61 тысячи – МРТ и КТ. Основная часть всех консультативно-диагностических услуг, оказанных в поликлиниках, оплачены за счет медицинского страхования. В 2023 году на эти виды услуг выделены 12,1 млрд тенге, что на 24,7% больше по сравнению с прошлым годом.

Также в рамках ОСМС можно получить медицинскую реабилитацию после перенесенных тяжелых заболеваний. Если в 2019 году подобные услуги предоставляли всего три медицинские организации, то в 2022 году их число достигло 24. При этом дальнейшее развитие реабилитации продолжится: в текущем году на оказание 294 тысяч услуг выделено 4,6 млрд тенге.

– Еще одно важное направление работы фонда – амбулаторно-лекарственное обеспечение. Более 100 тысяч акмолинцев получили лекарственные средства на общую сумму 9 млрд тенге, в их числе – пациенты со злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом, артериальной гипертензией и рассеянным склерозом. На 2023 год на медикаменты выделено порядка 11 млрд тенге, – отметил А. Умертаев.

Заместитель руководителя управления здравоохранения Токтар Конурбаев подчеркнул, что страховая медицина обеспечила равный доступ для всех граждан даже к дорогостоящим услугам. Государство оплачивает медстрахование 14 категорий граждан, среди которых – дети, беременные, студенты, лица с инвалидностью, имеющие подвески «Күміс алқа» и «Алтын алқа», отбывающие заключение в местах лишения свободы и т. д.

– Однако до сих пор в регионе проживают около 140 тысяч незастрахованных граждан. Работа с ними ведется непрерывно. Сотрудники ведомства совместно со специалистами фонда объясняют, какое значение имеют взносы в систему ОСМС. Благодаря отчислениям улучшается качество медицинской помощи, стали доступными услуги, которые раньше оказывали только платно. Это и есть солидарная ответственность, – пояснил Токтар Рамазанович.

Так, в 2022 году было проведено 106 встреч с работниками, профсоюзами, представителями МСБ, самозанятым населением, 73 обучающих мероприятия с сотрудниками медорганизаций, 4 936 консультаций граждан в филиале фонда и по телефону по вопросам ОСМС.

Проведение отчетных встреч с населением продолжится в текущем году в отдаленных населенных пунктах Егиндыкольского, Есильского, Жаксынского, Жаркаинского районов.

В деятельности фонда большое внимание уделяется работе с обращениями граждан, чаще всего население обращается с жалобами на длительное ожидание или отказ в предоставлении консультативно-диагностических услуг, на некачественное оказание медпомощи в стационарах и участковыми врачами. На вопрос, что делать пациенту, если на участке говорят, что узкий специалист вышел в отпуск или сломалось медицинское оборудование, Азамат Казиевич ответил:

– В прошлом году мы приняли 818 жалоб. Каждое обращение мы обязательно рассматриваем и стараемся своевременно отреагировать. В описанных случаях есть различные возможности помощи пациенту. Если медорганизация отказывается выполнять обязанности в рамках ГОБМП или системы ОСМС, обратитесь на бесплатный канал по номеру 1406. Специалисты фонда совместно с управленнием здравоохранения помогут быстро справиться с затруднением. В каждой организации есть служба поддержки пациентов, где можно решить вопрос оперативно на месте, – напомнил Токтар Рамазанович.

Султан ГАЛЫМОВ.

Читайте также