Анвар Нусуппаев: «Дирижер должен быть немножко хулиганом»

Имя Анвара Нусуппаева широко известно музыкальной общественности. Скрипач, дирижер, профессор КазНУИ приехал в г. Кокшетау по приглашению дирижеров симфонического оркестра Акмолинской областной филармонии им. Ү. Ыбырая, чтобы поделиться своими знаниями в сфере классической музыки и огромным опытом дирижирования. Мы не могли упустить возможность пообщаться с маэстро о тонкостях профессии и о том счастье, которое таит в себе Ее Величество Музыка.

– Анвар Избасарович, расскажите, пожалуйста, о себе. Какой путь привел Вас за дирижерский пульт?

– По первой профессии я скрипач, окончил консерваторию и аспирантуру, потом работал долгое время по специальности, нарабатывал опыт. Многие музыканты идут по исполнительскому пути, а когда «перерастают» свой инструмент, переходят на дирижирование, например, израильский пианист и дирижер Даниэль Баренбойм, российский альтист и дирижер Юрий Башмет.

У меня тоже было определенное желание попробовать себя на этом поприще, но я достаточно поздно начал заниматься дирижированием, после 30 лет. К тому же все усложнялось тем, что в Казахстане не было высшего образования по этой профессии. И я лет пять пытался найти место обучения, обращался даже в Москву и Санкт-Петербург. Но я уже был в возрасте и меня не принимали. Мне повезло чуть позже – в Национальной консерватории им. Курмангазы открылась кафедра дирижирования, там я и получил высшее образование.

– Вы довольны своим выбором?

– Разумеется. Я к этому долго шел. А когда стремишься к чему-либо, становишься фанатом, да и результаты есть. Возьмем камерный оркестр «Нота бене» – один из моих лучших оркестров. Это независимый профессиональный коллектив, в составе которого блестящие артисты, выпускники Московской, Санкт-Петербургской и Алматинской консерваторий.

– Как Вы считаете, какими качествами должен обладать дирижер?

– В первую очередь быть высокообразованным интеллектуалом. Помимо этого, я считаю, он должен быть немножко хулиганом. Большой симфонический оркестр насчитывает около ста человек, и общение, допустим, со струнниками – это определенный вариант разговора, а работа с духовиками требует жесткости. Нужно уметь найти общий язык со всеми.

– Как Вы предпочитаете дирижировать – руками или палочкой?

– Я придерживаюсь принципов работы с палочкой, как мой наставник, Арнольд Михайлович Кац, – гигантский авторитет для меня. Но иногда возникают такие моменты, когда оркестр больше понимает руки, когда ты физически можешь показать плавность мелодии, медленные переходы… Тогда я работаю уже руками, но палочку при этом не бросаю. У меня преобладает левая рука, я ею работаю, чувствую, что это удобно. А так, в принципе, разницы нет, с палочкой или без нее.

– Расскажите об учениках, которые продолжили Ваше дело. В Акмолинской областной филармонии есть два Ваших последователя. Абай Акбужуров – новый молодой дирижер, который совсем недавно появился в филармонии, но уже завоевал доверие оркестра и любовь публики, Жанат Рашит – главный дирижер оркестра казахских народных инструментов им. К. Кумисбекова…

– Без ложной скромности скажу, что в нашем вузе я ведущий специалист, у меня лучшие студенты. И все они легко находят место на большой сцене. У меня обучался студент из Монголии, сейчас он один из лучших дирижеров, работает в Китае. Также вся кафедра состоит из моих студентов. К слову, ученик моего студента Ерлана Бейсембаева, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Акмолинской областной филармонии Берик Сарыбай мне уже как внук (смеется).

Жанат и Абай очень хорошие дирижеры с большими перспективами. Кстати, Абай сейчас получает второе образование, уже композиторское, у магистра искусствоведческих наук, композитора и пианиста Рахат-Би Абдысагина, и имеет очень много положительных отзывов. Новая музыка – это мощнейший стимул для развития музыкального образования, просто гигантский. Думаю, что в будущем это даст определенные плоды и принесет успех ребятам.

– Как Вы делаете замечания, если оркестр допускает ошибку? Ругаете музыкантов?

– Это зависит от обстоятельств. Есть те, кто допускает ошибки систематически за счет отсутствия концентрации внимания. Это означает, что человек не готов к работе. Конечно, это вызовет определенные отрицательные эмоции у меня, и жесткий разговор неминуем. А когда ошибка сделана совершенно случайно человеком, который стремится к совершенству в процессе обу-чения, то как можно ругаться? «Извините» – и все, нет проблем.

– Какой совет или слова напутствия Вы могли бы дать нашему симфоническому оркестру?

– Я приезжал сюда, еще когда оркестром руководил его основатель и первый дирижер, заслуженный артист РК Борис Лагода. Прошли долгие годы, теперь я впервые помогаю своим студентам в стенах филармонии. Должен сказать, что этот оркестр очень гибкий. Они приняли абсолютно все, что я им давал. А я скажу, что требования к оркестру у меня достаточно высокие. Если поначалу было недопонимание, то потом, когда все получилось, я смотрю – загорелись глаза у музыкантов…

Сложно поймать стилистику Гайдна, Моцарта, а коллектив сейчас играет идеально в этом плане. А перспективы… Я считаю, что нужно продолжать и поддерживать развитие. Вот я и играл сам, и учился в оркестре в Новосибирске. Когда мы играли Малера, Брукнера, я, как скрипач, сидел в оркестре, был помощником концертмейстера. И после этих программ мы обязательно уходили на Бетховена, Гайдна, Моцарта – «чистили перья», как говорится.

Конечно, я понимаю, что здесь несколько иные задачи. Надо учитывать предпочтения зрителя. Здесь, в Кокшетау, это  единственный симфонический оркестр, который играет не только классические, но и эстрадные произведения. Сложно удержаться в одной форме, но ничего не поделаешь, это сегодняшние реалии. Однако то, что оркестр может вот такие вещи играть – это показатель. Я вам скажу, что не каждый оркестр так может, у музыкантов отличные перспективы для развития.

Мария ЗЫКОВА,
методист Акмолинской областной филармонии им. Ү. Ыбырая.

Читайте также