Сакральный напиток

В истории человечества одним из древнейших праздников является Наурыз, который празднуют многие народы Евразии. Исторические источники также свидетельствуют, что в начале эры Наурыз отмечали и в Западной Европе, на берегах Рейна, на территории нынешней Великобритании, а также древние славяне.

Казахский народ месяц Наурыз считает священным, благословенным, раскрывающим лучшие человеческие качества – открытость, отзывчивость, милосердие. Символично, что именно это весеннее время совпадает со временем первого приготовления уникального напитка – кумыса.

Известно, что первые сведения о кумысе оставили еще древнегреческий историк Геродот и средневековый ученый, философ и врач Ибн Сина. Кумыс, или в казахском языке «қымыз», готовили все народы, населяющие Великую степь: представители саков, заложивших основу кочевой цивилизации, Тюркской империи, в эпоху Казахского ханства. Национальный напиток кумыс сегодня находится в списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

С древнейших времен территория Казахстана являлась пространством, где происходили глобальные процессы в масштабах мировой истории человечества. Самые ранние процессы одомашнивания лошади, становление экономики и начало культурогенеза казахского этноса происходили в Ботайской культуре, существовавшей в нашем регионе около 5 000 лет назад. Интеллектуальное содержание Ботайской культуры отражено в трудах известных казахстанских ученых В. Зайберта, сделавшего это историческое открытие, и Н. Баймуханова, получивших признание международного научного сообщества.

Благодаря им известно, что жилища ботайцев были округлой формы – прототипы будущих юрт, а также что за две тысячи лет до эпохи бронзы представители этой культуры пользовались медными инструментами и предметами, были искусными мастерами, ювелирами, медиками и художниками…

«Во всей Казахской степи навряд ли найдется такая живописная и богатая разнородными дарами природы местность, какую представляют собой окрестности Кокшетауских гор, в особенности с восточной стороны. Здесь превосходный воздух, и кумыс, благодаря прекрасным пастбищам, отличается высоким качеством», – восторженно писал путешественник И. Словцов, побывавший полтора столетия назад в Кокшетауском крае.

Мы же к словам путешественника добавим: высококачественный кумыс как производили здесь в давние времена, так производят и сейчас. Именно в Кокшетау, по историологическим сведениям, в ХVІІІ-ХІХ веках существовал особый вид элитного  кумыса под названием «Хан қымызы». Производство этого вида кумыса, в первую очередь, связано с ханом Абылаем, резиденция которого «Хан ордасы» находилась в историческом Кокшетау.

В настоящее время традиционный кумыс производят во многих населенных пунктах нашего региона. В том числе в ауле Қымызынай, расположенном недалеко от Бурабая. Касательно семантики слова «Қымызынай» хотелось бы сказать, что этот топоним говорит сам за себя. В основе слова «қымыз», вторую же часть слова можно перевести как восторженный возглас: «Қымызын-ай!» – «Какой же прекрасный кумыс!», «Какой превосходный кумыс!», «Великолепный кумыс!» и т. д.

В ХVІІІ томе «Полного географического описания Отечества», изданного в начале прошлого века, сообщается: «…Главным питанием у казахов следует признать кумыс – кобылье молоко. Для приготовления и хранения кумыса употребляется торсык. Лучший кумыс имеется у казахов Южного Алтая и Кокшетауского края, как обладающих лучшими пастбищными местами для скота. В летнее время большинство казахов живет главным образом на кумысе, выпивает его большое количество. Из других молочных продуктов употребляется айран – кислое коровье молоко и различные виды сыра: курт, иримшик и другие. …Пьют казахи охотно и чай с сахаром, преимущественно кирпичный. Водка и вина не употребляются». Весьма интересный, полезный и поучительный факт из нашей истории вековой давности.

Д. Мамин-Сибиряк писал: «Какая другая цивилизация изобрела что-нибудь, хотя бы приблизительно похожее на кумыс, этот символ равновесия телесных и душевных сил? Ни одна! Божественный напиток – этот кумыс!»

И, наконец, что касается известного обряда казахских коневодов, то он издревле включает в себя элементы нематериальной культуры, таких как «Қымыз мұрындық» – употребление первого кумыса, непосредственно связанного с Наурызом, а также «Бие байлау» – привязывание кобылиц и «Айғыр қосу» – включение жеребца в табун лошадей…

Так как же готовился древнейший и питательный напиток – кумыс? Собранное теплое молоко наливалось в специальный сосуд с закваской, приготовленной на основе жареного проса и нежного копченого конского жира. Содержимое постоянно помешивали деревянной мутовкой. Кумыс бывает нескольких видов: детям и аксакалам подают сладкий кумыс, простоявший всего одну ночь, молодым и энергичным людям – зрелый, слегка пьянящий кумыс. Вкусовые качества напитка зависят от выдержки кумыса, возраста дойных кобылиц, а также качества трав пастбища. Особым пряным ароматом отличается кумыс из молока степных кобылиц. В старину кумыс готовили в сабе – специальной емкости, сшитой из конской кожи, а хранили и перевозили кумыс в кожаных сосудах – торсыках.

Основные черты древней казахской национальной культуры сохранились до наших дней, пройдя испытание временем. В тюркских сказаниях при воссоздании мифологической картины мира изображается акт рождения Космоса из Хаоса как процесс размешивания, взбалтывания стихий мешалкой или ожау (ковшом), что и является началом развертывания Вселенной, обретения ею пространственно-временных параметров. Принято считать, что мутовка-мешалка и ее аналоги – ожау и ложка, с помощью которых организуются стихии в начале времен, принадлежат к чрезвычайно значимым сакральным объектам.

Среди монголов, например, известна история о Чингисхане – обладателе кумысной мутовки. От ее наличия зависело «богатство в скоте, обилие молока и, следовательно, довольство и здоровье народа». Но один из сыновей Чингисхана унес мутовку на Запад, где положил начало новому народу. Монголы же с тех пор обеднели. Сходное предание, героем которого был Кыргызбай, существовало у иссык-кульских киргизов.

У казахов, если во время прихода гостя кто-нибудь взбивал кумыс в сосуде – саба, то гость, вошедший в юрту, должен был взбить мутовкой несколько раз и только потом пройти дальше в юрту, т. е. как бы участвовал в процессе «творения мира». Подобные параллели проливают свет на систему образования фольклора. Вместе с тем они позволяют предположительно соотнести повседневное приготовление кумыса с высшими ценностями, причастными к сфере сакрального.

Как отмечалось выше, первое приготовление кумыса у тюрков совпадало с приходом весны – Наурыза. «Начало весны кочевники определяли по первому грому. Казахи при первом весеннем громе, обмакнув ожау в молоко, обходили вокруг юрты, ударяя этим ожау по месту соединения уыков и кереге. Смысл этих действий людьми в прошлом веке уже не осознавался, но их можно рассматривать как своеобразную реплику акта сотворения мира. Таким образом человек провозглашал свою сопричастность мирозданию, а символическими средствами обеспечивал стабильность своего существования».

По мнению этнографов, молочные продукты в среде скотоводов-кочевников воспринимались как коллективное достояние. У казахов, например, существовал запрет на передачу «ұйытқы» (кислое молоко – закваска). Она являлась общеродовой святыней и не могла быть передана чужеродцам (в другую семью). Но если обстоятельства все-таки заставляли попросить закваску, то вместо табуированного слова «ұйытқы» произносилось слово «айран». «Айран сұрай келіп, шелегінде жасырма» – за этой пословицей стоит представление о том, что «белые напитки» предполагают только открытые отношения, возможные между родственниками и близкими. Казахи, таким образом, относились к молоку и молочным продуктам как к культурным ценностям и достоянию.

В великий день празднования Наурыза люди красиво и празднично одеваются, ходят друг к другу в гости, желают счастья и благополучия в новом году. Наши предки считали, что искренние пожелания от всей души действительно приносят удачу, успех в делах. И поэтому искренне желали друг другу добра, долгих лет жизни! Уважаемыми людьми, аксакалами обычно давалось бата – благословение: «Да будет благословенна дорога, выбранная тобой. Чтобы везде и всегда тебе везло. Чтобы вернулось то добро, которое ушло. Чтоб недостатки восполнились. Чтобы Аллах дал счастья и добра! На долгие века!»

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник Акмолинского областного
историко-краеведческого музея.

Читайте также