Уже почти две недели каждый рабочий день начинается с «плюсов» в мессенджере: «Гололед, ветер, занятия в удаленном формате, отпишитесь о прочтении»…
Учитывая, что мой ребенок еще в начальной школе, до обеда рабочий день таковым можно назвать лишь условно. Каждые 40 минут – созвон: подключилась к уроку или нет. Проблемы удаленной учебы опытным родителям описывать не нужно, с ними все знакомы. Зависает «Кунделик», учитель не принимает в конференцию, начало урока откладывается по неизвестной причине, батарея гаджета садится… В общем, ежедневный квест. Иногда о том, что у ребенка что-то не получается, узнаешь только из гневных сообщений учителя в общем чате: «Почему не заходят на урок? Родители, обеспечьте присутствие детей!»
Тот факт, что я работаю и не могу две недели сидеть дома вместе с ребенком, в расчет не берется от слова «совсем». И если у нас в третьем классе возникает столько проблем, могу только догадываться, как выходят из положения родители первоклашек. Шестилетнему ребенку не так просто объяснить все тонкости «зума» и «кунделика». Страдают и мамочки, к примеру, находящиеся дома в отпуске по уходу за ребенком: на руках грудничок, а тут уроки, да еще нужно, чтобы дома было тихо…
Поневоле задумаешься, насколько оправданно такое сидение на «удаленке» – не из-за опасной смертельной болезни и не в суровые зимние морозы, а в благополучной эпидемиологической обстановке и весной, когда днем плюсовая температура? Разве ветра не бывает летом? И разве в наших широтах гололед весной (да и зимой тоже) – не обычное природное явление? В нашем климате, далеком от тропического, этак можно и до летних каникул дома просидеть…
Заместитель руководителя отдела образования г. Кокшетау Айнур Мусина объясняет: удаленное обучение – не прихоть чиновников от образования. Перевод на «удаленку» осуществляется в строгом соответствии с приказами министерства и при определенных показателях погоды, о которых официально уведомляет «Казгидромет».
– Людям не угодишь. Если не переводим уроки в онлайн-формат, родители жалуются: дети ведь могут упасть и что-нибудь себе сломать. Если переводим – опять жалобы: сколько можно сидеть дома, – объясняет Айнур Жубандыковна. – У нас есть четкие критерии, мы действуем в соответствии с ними…
Аргументированно. И все равно не покидает ощущение, что перевод учебы в удаленный формат – это очень мудрый способ снять с себя ответственность. «Казгидромет» передает: на дорогах гололедица. И снимает с себя ответственность за наши возможные травмы. Школа передает родителям: учеба онлайн. И также снимает с себя ответственность за травмы детей.
А как же ответственность за плохие оценки? За слабые знания? За эмоциональную неустойчивость детей и их воспитанное «удаленкой» наплевательское отношение к учебе?
Говорят, тот, кто хочет сделать, ищет пути. Кто не хочет делать – ищет причины. Двухнедельное сидение школьников дома весной «из-за погоды», согласитесь, выглядит, скорее, как второе.
Может быть, нам, взрослым, пора уже научиться брать на себя ответственность?
Городским коммунальным службам – за безопасность тротуаров и дорог. Школам – за посыпку собственной территории песком (учитывая, что многие родители привозят своих чад на машинах прямо к школьным воротам). Если кто-то не справляется с обязанностью обеспечить безопасность детей – пусть отвечает в соответствии с законодательством. Почему-то уверена, что если бы на наши коммунальные службы или школы, как на Западе, посыпались многомиллионные иски за сломанные руки-ноги, то и проблема гололеда быстро бы решилась.
А пока проще отправить детей в онлайн и пусть учатся, как хотят. Возможно, те, у чьих родителей есть время, желание и достаточный багаж, чтобы научить своих детей самостоятельно, и станут образованными людьми… что касается остальных… За плохие знания, как за обледеневшие дороги, у нас, к сожалению, тоже ответственность не предусмотрена. В суд никто не подаст. А значит, и виноватых, по большому счету, нет.
А как вы думаете? Давайте обсудим…