Право на жизнь

Слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» давно стали девизом зоозащитных организаций. Но чтобы          в корне изменить ситуацию с бездомными животными, одних усилий волонтеров ничтожно мало… Что нужно сделать, чтобы слова французского гуманиста стали весомыми в нашем обществе? Этот вопрос не раз возникал в беседе с основателями общественного объединения «Шанс на спасение».

За каждым бездомным животным стоит человек

В книжном магазине «Angel books», где мы встретились с зоозащитниками из общественного объединения «Шанс на спасение» Ангелиной и Антоном, прекрасно уживаются три кота и две собаки, грызет вкусняшку в своей клетке крыса. У каждого животного своя история. Но все они без исключения стали любимцами постоянных покупателей.

Собака Абита прибилась летом. Сначала приходила к магазину, потому что там ее подкармливали, робко заглядывала в двери. Сейчас она самозабвенно играет с другими животными, радостно приветствует посетителей. Второй живущий здесь пес – еще щенок, у него рваная рана на бедре, он нуждается в постоянном присмотре. Абита – умница, даже в шуточных потасовках никогда не заденет больное место.

Общественное объединение «Шанс на спасение» существует с 2017 года. Его основатели – Антон    Малий и Ангелина Мелетенко – волонтеры. Сначала они взяли участок на Зерендинских дачах, где устроили помещение для кошек, вольер для собак. В первую очередь там остаются животные-инвалиды. «Здоровые кошки и собаки выживут зимой, а инвалиды обречены», – поясняет Антон.

Травмы, зачастую очень серьезные, животные получают в драке за территорию и пищу, кого-то сбивает машина, некоторые становятся жертвами жестокого обращения со стороны человека. Немало случаев, когда агрессорами выступают дети.

– Мальчишки играли в игру на живого котенка. Проигравшие не хотели его отдавать, выигравшие требовали приз… Несчастного малыша стали тянуть в разные стороны, повредили позвоночник и нервную систему. Мы забрали кота, выходили. Из-за травмы задняя половина туловища перестала расти, но, несмотря на это, котик прожил свою жизнь в заботе и ласке. И это далеко не единичный случай, – рассказывает Антон. – Нам нужен приют не для того, чтобы оградить людей от бродячих животных. Мы хотим защитить животных от людей.

В магазине есть «благотворительная полка», куда каждый желающий может поставить ненужную ему книгу, положить украшения, сделанные своими руками. Деньги от продажи пойдут на корм для животных. Здесь можно не спеша полистать понравившуюся книгу, погладить кота, поиграть с Абитой. «Мне кажется, многие наши постоянные клиенты приходят больше из-за этого. Людям нужно общение с животными, кто бы что ни говорил…» – считает Ангелина.

Шанс для «Шанса на спасение»

В 2022 году активисты встретились с акимом г. Кокшетау Бауржаном Гайсой. Состоялся диалог, в результате глава города пообещал помочь с организацией приюта для животных. Итогом встречи стало решение о передаче под приют участка по трассе на Петропавловск.

На территории две постройки – двухэтажное здание и ангар. Вокруг были кучи мусора, из коммуникаций – только электричество. «О необходимости   приюта говорили давно разные зоозащитные организации, но брать на себя ответственность за него не захотел никто. А мы не испугались», – улыбается Антон.

Большую поддержку «Шансу на спасение» оказали депутат городского маслихата Марьям Абишева и ее друзья. Они вкладывали деньги в благоустройство приюта, помогали искать спонсоров. За лето и осень расчистили территорию, огородили забором, начали строить будки и вольеры. Сейчас в приюте содержится примерно 50 собак.

– Бездомные животные – это наша общая проблема, и приют поможет ее решить, – считают Антон и Ангелина. – За год нам нужно отремонтировать хотя бы первый этаж и застеклить второй, чтобы удерживалось тепло. На первом этаже будет операционная и помещения стационаров для кошек и собак. В перспективе на втором этаже можно будет разместить зоогостиницу. Нужно бурить скважину, делать отопление – ставить электрокотел… Работы много, но в результате на территории приюта можно содержать от 700-800 до 1 200-1 500 собак.

Зоозащитники уверены: городу нужна хорошая ветеринарная клиника, где можно делать рентген или УЗИ, проводить сложные операции. Пока такие услуги в областном центре не оказывают, приходится обращаться в Петропавловск. Да и стерилизация одного животного обходится хозяевам до 50 тыс. тенге. Активисты из «Шанса на спасение» хотят, чтобы приют был полноценным, а со временем вышел на самоокупаемость.

– У нас есть возможность размещать животных на территории приюта на постоянной основе. К примеру, во дворе многоэтажного дома бегает большая собака, и это беспокоит жильцов. Можно собрать деньги, мы построим на них вольер и заберем собаку. Питание, медицинские процедуры, уборку и содержание животного мы обеспечиваем сами.

К слову, около 30 млн тенге обещали выделить из бюджета города на строительство вольеров. Это существенно поможет в размещении крупных собак.

Актуальным остается и вопрос питания. Арифметика проста: на 700 собак нужно около 750 литров каши в день. Расходы только на крупу составят 5 млн тенге, но ведь и собаки, и кошки в первую очередь – хищники… Помогают кафе и жители Кокшетау – отдают мясную обрезь, хлеб, колбасную продукцию, крупы… Ни один приют не принимает остатки готовой пищи – неизвестно, в каких условиях она была приготовлена, как и сколько хранилась.

«Шанс на спасение» также нуждается в медицинских пеленках, мисках, кастрюлях, больших баках для приготовления каши, ветеринарных препаратах… И, конечно, большинство строительных работ производится за счет средств, собранных волонтерами.

Чтобы закон работал

Закон об ответственном обращении с животными с новыми поправками принят в марте 2022 года, но до сих пор не выработаны эффективные механизмы. Прошел почти год, а за жестокое обращение с животными в регионе все еще не привлекли ни одного человека. В то время как трагических случаев, когда известны виновные, предостаточно…

– Многие помнят историю, когда в Застанционном в собаку попали из арбалета. Стрела вошла в тело некрупного животного где-то на 15 сантиметров, повредила внутренние органы. Мы вызвали полицию, написали заявление. Бедолагу забрали с собой, оказали помощь. Я дошел до начальника УВД, только после этого дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но в итоге никого не наказали. Участковые говорят прямо: «У нас и так работы много, некогда нам еще и за собаками следить…» Но ведь это и есть та самая социальная ответственность…

Антон и Ангелина знают немало случаев, когда   люди подвергают животных смертельной угрозе:

– Мужчина выбросил в мусорный контейнер мешок со щенками. Есть запись с камеры видеонаблюдения. Мы в этот же день знали имя и адрес, но полиция снова бездействует… Или вот недавний случай. Пришла женщина, принесла две коробки щенков, восемь малышей. Смотрит в камеру и улыбается… По новому закону оба случая – это оставление животных в опасности, это ответственность по статье! Но закон пока не работает…

В исполнении закона об ответственном отношении к животным должны быть заинтересованы все: не только зоозащитники и владельцы домашних животных, но и участковые. Если один раз человек заплатит штраф за то, что его собака безнадзорно бегает по улице, в следующий раз он уже не станет ее выпускать за территорию двора. Собак породы тазы нежелательно держать на цепи или просто жалко любимца? Значит, надо построить вольер или обеспечить условия для содержания во дворе.

– В прошлом году мы выиграли тендер на отлов бездомных животных. Отловленных животных мы стерилизуем, оказываем необходимую медицинскую помощь. Истощенные, покалеченные и крупные животные остаются в приюте, мелких выпускаем обратно. Как потом выяснилось, из отлова 70-80 собак – домашние, на самовыгуле, а это ресурсы, затраченные впустую… Здесь нужна ответственность хозяев. Медленно, но верно мы все-таки движемся к другому отношению к животным. Все больше людей осознает, что питомец – это не вещь, с которой поиграл и выбросил, если надоела или сломалась. Это живое существо, со своим характером, чувствами, душой. Оно так же любит, тоскует в разлуке, так же чувствует боль… – рассказывает Антон.

Однажды в приют привезли собаку и попросили: «Усыпите ее». Семья переезжает, брать взрослую собаку никто из знакомых не хочет. Убить животное или выбросить на улицу не могут – вроде как член семьи… Антон пояснил, что усыплять собаку можно только в двух случаях: если она проявляет немотивированную агрессию – кидается на людей без повода, готова разорвать или у нее бешенство. В этом случае диагноз должен быть подтвержден в лаборатории. Убивать животное не стали, она пополнила число собак в приюте.

В этом году тендер на отлов неожиданно для зоозащитников выиграли не они, теперь этим занимается ТОО «Казшосқұрылыс». Согласно договору о госзакупках, отлов собак можно производить, если есть пункт временного содержания животных и кабинет, где будет проводиться стерилизация. Уже поступают первые сообщения о том, что животных просто отстреливают…

Однако отстрел бродячих животных проблему не решает, в нашей стране уже была такая практика, собак на улицах меньше не стало. Зато при наличии в городе приюта и своевременной стерилизации животных уменьшение их численности будет заметно в течение двух лет, говорят зоозащитники.

Во время беседы у Антона звонит телефон: в приют приехал мужчина, чтобы выбрать собаку.

– Хорошо, только предупреждаю: у нас все животные чипированы, то есть, если она сбежит, вы будете нести за нее ответственность, – поясняет Антон.

– Нет-нет, тогда не надо… – слышится в ответ.

– Вот видите, люди не готовы к ответственности, – комментирует зоозащитник. – Это несмотря на то, что уже принят закон, и с сентября текущего года все домашние животные подлежат обязательному чипированию. Кстати, пока у нас можно забрать животное с чипом бесплатно, с сентября за эту процедуру нужно будет платить.

Собака бывает кусачей

Один из главных аргументов людей, призывающих убивать бродячих собак, – это многочисленные случаи нападения на прохожих, особенно большой резонанс вызывают истории, в которых жертвами становятся дети.

– Очень много такой информации оказывается фейками. В соцсетях недавно прокатилась волна негатива после сообщения: «В Красном Яре бездомная собака напала на ребенка». Тут же начинаются призывы: убить, отравить, вообще всех собак перестрелять… А когда я стал разбираться, выяснилось, что собака была на самовыгуле, то есть у нее есть хозяева. Кстати, даже за такие публичные высказывания, призывающие к расправе над животными, по идее, люди должны нести наказание, – поясняет Антон.

Поэтому активисты из «Шанса на спасение» хотят как можно быстрее оборудовать клинику, чтобы можно было проводить стерилизацию. Стерилизованные животные не размножаются, а также значительно реже проявляют агрессию.

Обычно нападают собаки на самовыгуле – те, кому хозяева разрешают бегать по улице без поводка и намордника. Сытое и здоровое животное никогда не будет нападать на человека. Особенно стараются избегать людей бродячие собаки: они знают, что человек может ударить, бросить камень, пнуть.

– Недавно поступил звонок из мкр. Сарыарка. Там собака ощенилась и теперь нападает на людей. Девушка, которая кормит «многодетную мамашу», рассказала, что животное обижали дети – дразнили, кидали камни и палки. Она своим телом защищала щенков… Мы приехали, спокойно пошла с нами, сейчас живет на территории приюта. Чувствует себя в безопасности и не проявляет никакой агрессии. Ни одна собака просто так не укусит, но она будет защищаться, если почувствует угрозу…

На любой вызов, даже экстренный, зоозащитники не могут отправиться сиюминутно. Бывают случаи, когда животному нужна срочная помощь, которую может оказать каждый прохожий. Уберите с дороги животное, сбитое машиной, отгоните собаку, нападающую на кошку… Иногда спасти чью-то жизнь    совсем несложно.

История кота Степана сделала его звездой соцсетей. А началось все с человека, который снял видео из окна и выложил в своем блоге.

– В конце декабря мальчик шел по улице, когда увидел, как стая собак около магазина «Махаон» напала на кота. Мальчик не испугался и отогнал собак. Мы увидели пост и сразу поехали, даже по видео было понятно, что коту нужна срочная помощь. В это время кот выполз на проезжую часть. Возмутило, что двое мужчин стояли и просто наблюдали…

В ветеринарной клинике даже не сделали нормальный осмотр. Рваных ран на теле не было, но мы обнаружили прокус, повезли в Петропавловск. К сожалению, время было упущено. У Степана оказалось повреждено легкое, переломы ребер. 3,5 часа в клинике «Верный друг» шла операция. Во время операции остановилось маленькое сердечко… Но врачи буквально с того света вытащили кота, еще 3 часа он провел под аппаратом ИВЛ…

Лечащий врач в новогодние праздники не рискнула оставлять кота без наблюдения, забрала Степана домой. Так и ездила с ним на работу и обратно. Лечение затянулось: как у каждого уличного кота, у Степана нашли еще несколько заболеваний. Кот вернулся в «Шанс на спасение» живым, ухоженным, откормленным… До сих пор люди из разных стран пишут, интересуются, как дела у Степана.

– На операцию и лечение было потрачено более 100 000 тенге. Поэтому Кокшетау так нужна клиника, где можно было бы проводить такие операции, не теряя времени…

* * *

Ситуация с бродячими животными в областном центре с каждым годом становится все острее. И если на центральных улицах численность бродячих животных невелика, то на окраинах ситуация значительно серьезней. В мкр. Юбилейном бездомные собаки и кошки – привычная картина.

– Около магазина, где я работаю, часто собираются бродячие кошки. Всегда стараемся их подкармливать, нам их жалко. Некоторые постоянные покупатели, у которых нет домашних питомцев, тоже покупают корм для них, – рассказывает продавец Евгений. – Как-то раз я обратил внимание, что одну рыжую кошку все отгоняют от корма, ей достаются крохи. Она и выглядит по-другому – маленькая, тощая… После смены не выдержал, забрал с собой. Отвезли котейку к ветеринару, купили лоток и миску, мама назвала ее Жужей. Отец сначала был против, но уже через пару дней она нашла ключик и к его   сердцу.

Однако далеко не всем кошкам и собакам везет так, как Жуже и Степану. Нередки случаи, когда домашнее животное по какой-либо причине выбра-сывают на улицу. Если «хвостик» выживает, он пополняет армию бездомных бродяжек. Изменит ли ситуацию чипирование домашних животных, покажет время. Ясно одно: без системного подхода эту проблему не решить. А она, как бы то ни было, касается каждого из нас.

P.S. Пока материал готовился к печати, случилось то, чего боялись Антон, Ангелина и другие зоозащитники: в соцсетях почти каждый день стали появляться сообщения об убитых собаках на улицах г. Кокшетау. Руководитель управления ветеринарии Акмолинской области Талгат Жунусов дал комментарий для «АП»:
– ТОО «Казшосқұрылыс» выиграло тендер по госзакупкам на общую сумму более 34,6 млн тенге. Компания будет осуществлять деятельность в Акмолинской области (кроме г. Атбасара и Атбасарского района) по трем направлениям: организация отлова и уничтожения (умерщвление) бродячих кошек и собак, идентификация безнадзорных и бродячих животных, вакцинация и стерилизация бродячих животных. Насколько они справляются с взятыми на себя обязанностями, мы сможем сказать только после их отчета по истечении первого квартала. По поводу несанкционированных случаев убийства собак все вопросы к правоохранительным органам. Пока еще неизвестно, кто именно отстреливает животных в Кокшетау…

Читайте также