Путевые хроники экспедиции «Абылай ханның қара жолы»
Завершающий раздел путевых хроник экспедиции неслучайно назван мною «Дорогами хана Абылая». На часто задаваемый и спорный вопрос, бывал ли на западе Казахстана хан Абылай, правивший полвека в Кокшетау, без сомнений отвечаю: да. В экспедиции «Абылай ханның қара жолы» мы в этом убедились…
В XVIII веке исторический Кокшетау становится ханской резиденцией Абылая (1711-1781). Будучи молодым, но уже знаменитым, Абылай султан приезжает в Кокшетау для правления северным регионом Казахского ханства. В условиях сложившейся новой геополитической ситуации, после принятия Младшим жузом российского протектората, острым стал вопрос об укреплении северных и восточных границ. По мнению ученого Заркына Тайшыбая, идея проведения реформ принадлежала Самеке хану (1660-1737), сыну Тауке хана. Вскоре Абылай станет правителем Среднего жуза, впоследствии – всего Казахского ханства. Именно в Кокшетау он проводит военную мобилизацию объединенных казахских войск всех трех жузов для борьбы с экспансией с востока и добивается полного освобождения и независимости для своего народа. Здесь жили и продолжают жить его многочисленные потомки.
Итак, ближе к полудню 19 июня 2022 года мы выезжаем из Бейнеу. За это время экспедиция «Абылай ханның қара жолы» во главе с Мурат кажы Ыдырысом встретилась с казахстанскими боксерами, призером международных Олимпийских игр Адильбеком Ниязымбетовым, чемпионом мира по боксу Ердосом Жанабергеном и заслуженным тренером Республики Казахстан Маратом Жакиевым. Об этом подробно писала кокшетауский журналист Гакку Асылбеккызы.
В городе Кулсары – одном из крупных центров нефтяного промысла Атырауской области и административном центре Жылыойского района – нас встречали представители акимата Есимхан Сагиев и управления культуры и развития языков Айдана Бактиярова. Большая часть дороги позади, до Доссора 120 км. По пути в Атырау проезжаем небольшой завод по переработке нефти. Вспоминается, что организатором нефтедобычи на западе Казахстана в 30-х годах ХХ века являлся Сабыр Шарипов, один из периодов жизни которого был связан с Кокшетау.
По мнению академика Б. Баймуханова, он был не просто талантливым писателем, но сильным менеджером, организовал нефтеразведку на десятках месторождений Актюбинской области. Сабыр Шарипов не только заложил основы нефтедобывающей промышленности нашей страны, но и стал одним из первых ученых-геологов, занявшихся изучением казахстанской нефти в Урало-Эмбинском регионе. Его популярный труд «Мұнай» долгое время являлся настольной книгой для казахских нефтяников.
На пути к Атырау нас встречали и сопровождали заместитель руководителя Атырауского областного центра по исследованию историко-культурного наследия Фархад Байдаулетов и археолог Мир Абдигалиев. С ними мы посетили подземную, а точнее, полуподземную мечеть в Жылыойском районе, построенную в старинных традициях. По легенде, недалеко от мечети находился жайлау Бекета аты. Недалеко от этих мест находится средневековый город Сарайшык. Со слов Ф. Байдаулетова, еще в начале 1990-х годов в одном из архивных документов было найдено упоминание о подземной мечети в этих краях. Однако местные власти разрешение на проведение раскопок не дали, мотивируя тем, что древние некрополи разрушать нельзя. В итоге, выбрав приблизительно место, где мог находиться древний памятник архитектуры, в 1996 году и построили эту мусульманскую мечеть.
День клонится к вечеру, мы по-прежнему в пути. Средняя температура воздуха здесь +35, до +40. В некоторых местах из-за солей почва настолько побелела, что можно подумать, будто бы среди лета выпал снег. В Атырау прибыли в одиннадцатом часу ночи. Южная часть Атырауской области омывается Каспийским морем, в юго-западной части расположена пустыня Нарын-Кум. На территории области семь административных районов: Курмангазы, Исатай, Махамбет, Индер, Кызылкога, Макат и Жылыой. Примечательно, что три из них названы в честь знаменитых личностей ХІХ века, живших в этих краях.
На следующий день члены экспедиции встретились с общественностью города в Атырауской областной научно-универсальной библиотеке им. Г. Спанова, затем ознакомились с экспозицией областного историко-краеведческого музея.
Если говорить об истории, то в начале XVIII века город Атырау (бывший Гурьев) был единственным населенным пунктом на территории Атырауской области. «Он входил в число 72 городов Казанской губернии, а после реформы 1717 года число российских губерний выросло с 8 до 11, и нынешний город Атырау стал относиться к Астраханской губернии. В последующие годы входил в состав Оренбургской губернии, затем – Кавказского наместничества. До 40-х годов XVIII века в верхнем течении реки Жайык (Урал) находился второй населенный пункт региона – «Яицкий городок», ныне Уральск.
Река Жайык служила границей между Казахским ханством и Российской империей. На территории до Волги, в западной стороне обитали калмыки. На левом берегу Урала кочевали казахи, между которыми часто возникали конфликты. В 1735 году калмыки, т.е. джунгары, угоняли скот у русских казаков, а в 1739 году казахи грабили казаков на Каспийском море» (М. Кипиев. «Населенные пункты Атырауского региона XVIII-ХХ веков». Атырау, 2020 г.).
Из Атырау мы выезжаем в сторону древнего Сарайшыка – бывшей столицы Улуса Жошы или Золотой Орды, 750-летие со времени образования которой отмечалось недавно. Здесь нашу экспедицию встретил заместитель директора государственного историко-культурного музея-заповедника «Хан ордалы Сарайшық» Айбек Турарулы, экскурсовод Назерке Кантарбай ознакомила с экспозицией музея. В Сарайшыке находится пантеон – некрополь семи ханов, в том числе и казахского хана Касыма (1511-1518).
Посетили развалины средневекового города Сарайшык, расцвет которого пришелся на ХІІІ-ХІV века. Знаменитый когда-то город Золотой Орды, основанный внуком Чингисхана – Бату ханом (1227-1236), располагался на правом берегу реки Жайык, на стыке Европы и Азии. Здесь когда-то проходил Великий Шелковый путь, сейчас же остались лишь развалины. При Узбек хане (1290-1312) официальной государственной религией Золотой Орды стал ислам. Интересно, что после распада этого государства в 1391 году Сарайшык стал центром Мангытского юрта, затем Ногайской орды – государства, существовавшего на территории Западного Казахстана.
«Мы находимся с вами на берегу Жайыка, исток которого начинается с Уральских гор, в низовьях же река впадает в Каспийское море. Археологические раскопки на территории средневекового Сарайшыка проводились во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов», – рассказывает Фархад Байдаулетов. Здесь была развитая городская культура, свидетельством чему являются найденные артефакты.
Замечательный рассказчик Фархад Ырыскалиулы работает в сфере культуры уже 15 лет, окончил Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова по специальности «История и география». Он рассказывает о проекте «Атырау облысындағы ХІХ-ХХ ғғ. мешіт-медреселері», начатом в центре по исследованию историко-культурного наследия. В рамках этого проекта сотрудники центра планируют глубокое изучение памятников мусульманского зодчества.
Научно-поисковая работа будет вестись в Центральном госархиве Казахстана и российских федеральных архивах Санкт-Петербурга и Казани. Отрадно, что на реализацию подобных идей средства выделяются из местного бюджета. За последние несколько лет сотрудники центра уже поработали в федеральных архивах Москвы и госархиве Оренбургской области. «Однако есть и проблемы, – говорит Фархад Байдаулетов, – и главная, конечно, дефицит кадров, особенно, специалистов-историков».
Ближе к вечеру члены экспедиции «Абылай ханның қара жолы» посетили памятник архитектуры – мавзолей легендарного батыра Махамбета (1803-1846), расположенный в Индерском районе Атырауской области. Этот памятник датируется 1846 годом, в 1995 году он был перестроен. Автором проекта стал Копбол Демесин. Специалисты музея-заповедника Гафур Куспанов и Сарсенбай Даутбаев рассказали о непростой судьбе батыра, происходившего из рода Бериш Младшего жуза, о национально-освободительном восстании под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, носившем антиколониальный характер. Музей-заповедник является филиалом историко-краеведческого музея Атырауской области.
Следующий, десятый день экспедиции также был очень насыщенным. Рано утром мы выехали из Индера – аула Индерского района Атырауской области. Местность с очень интересным названием, не характерным для национальной топонимии. Существует также Индерское озеро, расположенное в северной части Прикаспийской низменности, которое считается одним из крупных в регионе.
Движемся в северо-западном направлении, к городу Уральску, до которого еще 300 с лишним километров пути. Вокруг бекрайняя степь… Здесь, на западе, часто можно встретить огромные отары овец, не редкость стада коз, и, разумеется, верблюдов.
Проезжаем аул с интересным названием Ілшібін, он относится к Акжайыкскому району Западно-Казахстанской области. Постепенно меняется ландшафт, появляются колки, рощи деревьев, кустарники. Таким образом, чем дальше на северо-запад, тем больше растительности, начинается лесостепная полоса. Вывеска с указателем сообщает, что до казахстанского города Орала 125 км, до российской Самары – 381 км.
Если говорить о топонимах, то здесь встречаются как казахские, так и русские. Вообще проблема национальной топонимии на сегодняшний день актуальна для многих регионов Казахстана, в том числе и Северо-Казахстанской, Акмолинской и Костанайской областей. Сразу оговорюсь, в Мангыстау и Атырау такой проблемы нет, практически все топонимы, гидронимы и оронимы здесь исключительно казахские.
В полдень проезжаем реку Жайык и населенные пункты под названием Көшім, Жаңатаң. Наблюдаю тенденцию: чем ближе к Оралу, тем ближе аулы расположены друг к другу, в первую очередь это связано с главной водной артерией – рекой Жайык. Следующий аул с неказахским названием Щапов буквально утопает в зелени. Этот топоним появился в конце ХІХ века с приходом переселенцев. До этого времени здешние земли принадлежали казахам, здесь располагались традиционные зимние аулы кыстау или же летние пастбища жайлау, с характерными для края топонимами. В перспективе необходимо восстановить исконные казахские наименования, проведя предварительно исследовательскую работу с материалами архивов и картами.
Итак, мы в городе Уральске Западно-Казахстанской области. Расположен он на северной окраине Прикаспийской низменности, на стыке Европы и Азии.
Экспедиция «Абылай ханның қара жолы» направляется в музей «Рухани жаңғыру», затем – в областной историко-краеведческий музей. Музеем «Рухани жаңғыру» заведует Айжамал Абдрахманова. С приветственной речью здесь выступил руководитель экспедиции «Абылай ханның қара жолы» Мурат кажы Ыдырысулы (на фото – в центре).
Культурная жизнь в Уральске очень богата. Здесь работает большая сеть музеев: историко-этно-графический музей им. Жангир хана; музей природы и экологии; музей художника С. Гумарова; дом-музей Е. Пугачева; музей А. С. Пушкина и музей «Рухани жаңғыру».
Мы ознакомились с экспозицией Западно-Казахстанского историко-краеведческого музея, который является одним из старейших музеев Казахстана, основан почти два века назад. Наряду с уникальными коллекциями, представленными в экспозиции, впечатлила диорама, созданная в 3D-фор-мате. Музей находится в здании-памятнике истории и архитектуры г. Уральска, построенном в 1879 году. Тогда здесь размещалась ремесленная школа.
Много интересного об истории этого региона мы узнали от директора музея Мирболата Ерсаева, здесь же встретились с заместителем руководителя областного управления культуры Куанышбеком Мухангалиевым и ветераном труда, проработавшей почти полвека и четверть века руководившей этим музеем Сарой Танабаевой.
Вечером посетили также дом-музей Маншук Маметовой, героя Великой Отечественной войны, со дня рождения которой в 2022 году исполнилось сто лет. Этот мемориальный музей открылся в Уральске 40 лет назад в доме, где в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века проживала семья Маметовых. Ценные экспонаты представлены в пяти экспозиционных залах музея.
Следующим утром мы простились с Уральском. А через некоторое время остановились в селе Жымпиты – посетить районный историко-краеведческий музей им. С. Датулы, посвященный лидеру национально-освободительного восстания в Младшем жузе Сырыму Датову (1783-1797). Здесь нас встретил руководитель отдела культуры, спорта и развития языков Сырымского района Ерлан Сарсенов. Здание, где находится музей, – памятник истории и архитектуры ХІХ века. В начале ХХ века здесь размещался штаб Западного отделения правительства Алаш-Орды. Историческое здание 1867 года постройки до сих пор в народе называют «Алаш Үйі». С связи с этим и Жымпиты справедливо называют западной столицей Алаш-Орды. Лидерами объединения здесь являлись Жаханша и Халел Досмухаметовы. С экспозицией музея нас ознакомила его заведующая Айнагуль Ойшыбаева (на фото), провела для нас содержательную тематическую экскурсию.
…Движемся по трассе в сторону Актобе. Погода солнечная, жарко. Кстати, сегодняшний день, 22 июня, – самый длинный в году. Наши далекие предки – представители кочевой цивилизации – считали, что в этот день свет побеждает тьму. А еще в этот день родился Еркин Ауельбеков – легендарная личность в истории ХХ века. С его именем связан расцвет Кокшетауского и других регионов Казахстана.
По дороге несколько членов экспедиции во главе с Муратом кажы посетили мавзолей Исатая Тайманова (1791-1838), одного из руководителей восстания в Младшем жузе. Дорога к местности оказалась труднодоступной, поэтому им пришлось пару километров идти пешком туда и обратно. Вечером, двигаясь по полевой дороге, снова сделали остановку, посетили комплекс «Абат-Байтақ». Несмотря на то, что сегодня самый длинный день в году, на западе солнца уже не видно, лишь серо-голубое небо. До Актобе еще 71 километр.
…Думаю, настало время поговорить об Абылае. На территории Актюбинской области, где мы сейчас находимся, протекает река Елек, которая, являясь самым крупным притоком Урала, протекает и по территории Оренбургской области. Если взглянуть на географическую карту, параллельно реке Елек в северной части Актюбинской области протекает река Ор. Как известно, в ХVІІІ веке территория Западного Казахстана входила в состав Младшего жуза – административно-территориальной единицы Казахского ханства. В геополитическом плане это было непростое время. Младший жуз принял протекторат России. Согласно письменным источникам, именно в междуречье Ор и Елека, недалеко от ставки хана Абулхаира, весной 1737 года состоялась встреча с правящей элитой Среднего жуза – ханом Абулмамбетом и Абылай султаном, которому на тот период было всего 26 лет. Несмотря на молодой возраст Абылая, его имя уже фигурирует в источниках ХVІІІ века. Самое раннее упоминание датируется 1718 годом.
Итак, из источников известно, что весной 1737 года хан Среднего жуза Абулмамбет и Абылай султан прибыли на территорию нынешнего Западного Казахстана на объединенный курултай двух жузов: Младшего и Среднего. Вместе с представителями ханской аристократии в нем участвовали знаменитый Казыбек би из Среднего жуза, а также Кудайшукир Хангельдин, Есдаулет Байзаков, Дуйсенбай би из рода Аргын-Каракесек и многие другие исторические личности. Здесь обсуждались вопросы как внутриполитического, торгово-экономического характера, так и внешнеполитические, связанные с дальнейшим протекторатством России.
По поводу взаимоотношений между ханом Абылаем и ханом Абулхаиром в историографии нет однозначного мнения. Однако «впервые Абулхаир имя Абылая упоминает в 1738 году в официальном письме императрице Анне. В свою очередь Абылай относился к Абулхаиру с учтивостью, в письме в Сибирское ведомство он называет Абулмамбета и Абулхаира старшими братьями. Кроме того, как известно, у хана Абылая с ханом Младшего жуза Абулхаиром были родственные связи. Одна из жен Абылая была родной племянницей Абулхаир хана. А когда хан был убит, Абылай с приближенными прибыл на запад, в ставку, чтобы выразить соболезнование его супруге Бопай», – писал в своей монографии профессор К. К. Абуев.
«Хан Абулхаир, обычно не скупившийся на крепкие выражения в отношении своих политических соперников, ничего негативного об Абылай султане не говорил. Анализ источников свидетельствует о том, что хан Абылай не участвовал в политических интригах знати, не принимал участия, говоря современным языком, в клановых разборках аристократии. В своей политической деятельности он исходил из высших интересов государственности и национального единства своего народа. Официально сюзереном султана Абылая считался хан Абулмамбет, который номинально считался правителем Среднего и Старшего жузов.
Фактическим же правителем Среднего и Старшего жузов являлся Абылай султан. Вскоре после возвращения из ойратского плена Абылай созывает Национальный Мажилис. Да, такой представительный орган существовал в эпоху хана Абылая. На совет прибыли представители всех трех жузов, а также хан Абулмамбет, многие известные султаны, в том числе и Барак, прославленные батыры и бии. В числе приглашенных был и Абулхаир хан, но сам он на совет не приехал, а послал младшего сына – султана Ералы. На Мажилисе рассматривались самые острые проблемы казахского общества.
Было решено придерживаться и дальше российской ориентации, развивать с Россией торгово-экономические отношения. Участники Мажилиса единогласно поддержали предложение султана Абылая о необходимости объединения военной силы. Таким образом, Абылай, с одобрения большинства казахской знати, озвучил свою стратегическую задачу: объединение страны в одно крупное государство, способное сохранить свою этническую территорию» (К. К. Абуев. «Абылай хан: современники и наследники». Кокшетау, 2013 год).
На следующий день, ранним утром, часть экспедиции, в том числе и автор этих строк, во главе с руководителем Мурат кажы Ыдырысом выезжает из Актобе в Оренбург. Через несколько часов движемся уже по территории Оренбургской области, расположенной всего в 273 км от Актобе. Природный ландшафт здесь практически тот же. И что самое интересное, здесь мы не раз встречали казахские топонимы и гидронимы: Акбулак, Карабулак, Кайракты, Кулаксай, Тустобе, Шулаксу, Шакшак и другие. Не зря 100 с лишним лет назад Оренбург являлся первой столицей Казахской Автономной Республики. Кстати, на окраине вышеназванного Акбулака расположены сопки, внешне напоминающие кокшетауские…
К 11 часам дня мы прибыли в Оренбург. Члены экспедиции во главе с Муратом кажы Ыдырысулы отправились на встречу с представителями казахской диаспоры города. Здесь работают две организации: международное общество «Қазақ тілі», возглавляемое Сауле Таикешевой и казахская национальная автономия «Атамекен», руководит которой Руслан Шукеев. Во время нашей встречи Сауле Таикешева подарила мне книгу «Ахмет Байтұрсыновтың Орынбордағы жолы» с автографом…
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник Акмолинского
областного историко-краеведческого музея.