Социальный кодекс станет основой новой соцполитики

Новая социальная политика является важным аспектом масштабных изменений, объявленных Главой государства. Ее основная цель — повысить благосостояние каждой семьи и сформировать основу для улучшения качества жизни, формирование нового социального контракта между государством, бизнесом и гражданами. Основы этих преобразований отражены в проекте Социального кодекса, который представила министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова на заседании Правительства.

При разработке Социального кодекса был детально изучен международный опыт, за основу взята структура Социального кодекса Евросоюза. При этом с учетом специфики нашей страны. Кодекс содержит 5 разделов, 19 глав и 267 статей.

Тамара Дуйсенова рассказала о 5 основных новеллах кодекса.

Первая новелла – Цифровая карта семьи или персонифицированная база казахстанских семей. Она формируется на базе всех действующих информационных систем государственных органов.

«Основной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к мерам государственной поддержки», — пояснила министр труда.

Цифровая карта семьи обозначена как инструмент, определяющий среднесрочные и долгосрочные задачи и направления социальной политики государства. То есть государство может не только четко определить кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и имеет возможность рассмотреть меры по предупреждению социальных рисков.

Карта будет служить инструментом электронного уведомителя, который исходя из социального статуса и степени семейного благополучия семьи или его членов будет информировать о том какой вид государственной поддержки они вправе получать. Такое уведомление будет направляться каждой семье в виде СМС-сообщений центральным государственным органом.

Господдержка будет оказываться в проактивном формате. То есть социальные выплаты и социальная помощь гражданам будут назначаться исходя из данных, имеющихся в информационной системе. Действующие бумажные документы будут поэтапно исключены из системы.

«Вторая новелла кодекса – новая парадигма господдержки. Она будет предусматривать сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков», — отметила Т. Дуйсенова.

При этом глава Минтруда обратила внимание на 2 вопроса.

Во-первых, посредством Цифровой карты выявлена высокая вероятность столкновения многодетных семей с различными социальными рисками. Поэтому предусмотрены дополнительные адресные меры защиты детей с сохранением действующей системы социальной поддержки семей с детьми.

Во-вторых, еще одно важное изменение в этом направлении заключается в том, что для предоставления адресной социальной помощи черта бедности будет определяться не через прожиточный минимум, а через уровень медианного дохода. Если прожиточный минимум обеспечивает физиологическое восстановление человека, то медианный доход – это средний прожиточный минимум, покрывающий фактические потребительские расходы населения в целом.

С 2025 года адресная социальная помощь будет предоставляться гражданам, имеющим доходы ниже среднего медианного или общенационального дохода. Конечно, его сумма будет значительно выше и будет предоставлена вместе с адресными мерами, что обеспечит семьям возможность выхода из трудной жизненной ситуации.

Третья новелла Кодекса касается трансформации системы социального обслуживания. Основная цель — повышение доступности специальных социальных услуг для лиц с инвалидностью, особенно в сельской местности.

Для этого рассматриваются следующие изменения:

  • внедрение подушевого норматива. Его размер будет классифицироваться в виде подушевого норматива для услуг, а для компенсаторных технических средств в виде предельных цен. Эти изменения приведут, с одной стороны, к монетизации отдельных видов услуг или товаров. С другой стороны, широкое вовлечение частного сектора в предоставлении специальных социальных услуг позволит расширить доступность отраслевой инфраструктуры до сельской местности.
  • вовлечение в оказание специальных социальных услуг лицам с инвалидностью членам их семей. С этой целью члены семей будут оформляться как как индивидуальные помощники либо социальные работники. Труд их будет оплачиваться, будут осуществляться пенсионные взносы и социальные отчисления. Таким образом, незанятые члены семей будут обеспечены работой в период трудоспособного возраста и социально защищены при наступлении возможных социальных рисков.

Четвертая новелла Кодекса —  повышение уровня социального обеспечения занятых граждан.

«Современная система страхования включает 5 видов социального риска. Это система, отвечающая международным стандартам и конкретным экономическим условиям. Поэтому ее основа сохраняется, однако меняется ее цель. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование граждан к формальной занятости», — сказала министр труда и соцзащиты РК.

Для достижения этой цели, во-первых, предусматривается снижение страховых тарифов для наемных работников малого бизнеса, налоговых нагрузок в отношении граждан, работающих с помощью платформы, и работодателей, которые осуществляет страхование своих работников от несчастных случаев.

Во-вторых, поэтапное увеличение размеров страховых взносов и социальных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы. Со следующего года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты в размере 45% от прежнего дохода до 6 месяцев.

Далее Тамара Дуйсенова перешла к изменениям в пенсионной системе.

«Действующая система охватывает 3 поколения пенсионеров. В изменениях пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1988 года и после 1998 года основную часть пенсионных выплат будут получать от государства, а будущие пенсионеры – из накопительной пенсионной системы. С этой целью для действующих пенсионеров изменятся параметры базовой и исчисления солидарной пенсии», — уточнила она.

Эти изменения вносятся для увеличения размеров указанных пенсии. А для будущих пенсионеров с 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей.

Кроме того, в проект Кодекса вносятся изменения, касающиеся расширения прав вкладчиков по управлению своими активами. Теперь граждане могут тратить пенсионные накопления, превышающие установленный порог достаточности, только на лечение и приобретение жилья.

Вкладчикам также предоставляется право передать не более 50% пенсионных накоплений компаниям по управлению активами и выбрать такую компанию самостоятельно. При этом следует отметить, что гарантия сохранности пенсионных накоплений государство предоставляет только той части сбережений, которая находится в ведении Национального Банка. А ответственность за сохранность пенсионных накоплений, передаваемых в личное управление, и их доходность несет выбранная вкладчиком компания. Поэтому каждый вкладчик при выборе отдельной компании по управлению должен тщательно учитывать возможные риски.

Пятая новелла кодекса – новые подходы к обеспечению занятости населения.

Предложенные новые подходы будут реализованы в следующих 3 направлениях.

Первое – либерализация рынка труда. Это означает признание всех видов гибкой занятости, включая платформенную занятость. Эти изменения предусматривают защиту самозанятых граждан от наступления социальных рисков, а и при наступлении рисков — социальную поддержку.

С этой целью вводятся новые подходы, такие как понятие «независимый работник», признание их публичных договоров трудовыми договорами, определение операторов онлайн-платформ налоговыми агентами. Стоит отметить, что вводимые оптимальные режимы не требуют дополнительной регистрации от сегодняшних работников и не несут дополнительной финансовой нагрузки на них. Их взносы будут производиться за счет отчисляемых ими сегодня процентов операторам платформ и таксопаркам.

Второе направление касается повышения навыков рабочей силы. Для оценки навыков и компетенций вводится система сертификации. Это предусмотрено с целью повышения квалификации трудовых ресурсов страны, а также снижения предъявляемых ограничений по требованию стажа при приеме на работу.

Третье направление – цифровые центры занятости.

Сегодня процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявлений на специальные выплаты при потере работы полностью оцифрован и начал осуществляться через Электронную биржу труда.

В связи с этим предусматривается трансформация действующих центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей. Кроме того, подготовлен ряд поправок в сопутствующие законы, направленные на совершенствование миграционной политики и трудового законодательства. Их цель — обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами, совершенствование трудовых отношений между работодателями и работниками.

Рrimeminister.kz.

Читайте также