«Конечно, мы должны реагировать только в тех случаях, когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Но Новый год все-таки…».
Сотрудники управления в кризисных ситуациях и Центра управления силами и средствами областного департамента по чрезвычайным ситуациям в нашей предновогодней беседе поначалу дружно убеждали меня, что у них «В Новогоднюю ночь все, как всегда», и все-таки вспомнили, как пошли навстречу попросившей помощи девушке. На минутку вышла к соседке по подъезду (не исключено, что за ставшим нарицательным зеленым горошком), дверь захлопнулась. А до Нового года – пара часов, гости вот-вот подойдут. И среди них – тот, с кем хотелось не только Новый год встретить, но и жить дальше долго и счастливо.
Так что угроза все-таки была. Если не жизни, то надежде – наверняка. Дежурившие в новогоднюю мужчины поняли это по отчаянному голосу звонившей девушки. Специалистов отправили, помогли. И каждую новогоднюю ночь за праздничным столом девушка непременно рассказывает: «однажды я позвонила по номеру 112…».
И не только она. Сколько звонков: «Помогите! Пожар! Застряли в пути! Замерзаем! Нас затапливает!». Ситуации разные, ответ один: «Не волнуйтесь. Вызов принят. Вам помогут». И помогают. В будни и праздники, днем и ночью.
— Раньше мы вообще телефонную трубку из рук не выпускали, — говорит работающий в этой службе со дня ее основания в 2008 году помощник оперативного дежурного Канат Мукишев. — Люди номер 112 набирали по малейшему поводу и без повода. — Теперь все звонки по номерам экстренных служб поступают в единый центр «Smart Aqmola», специальная программа мгновенно звонки «сортирует» и перенаправляет на телефоны управления в кризисных ситуациях и Центра управления силами и средствами именно те вызовы, где речь идет, без преувеличения, о жизни и смерти.
— Котов с высоких деревьев все-таки снимаем иногда, — уточняет оперативный дежурный Центра Ернар Ахметов. — Здесь речь идет о психологическом здоровье переживающих за него детей. Да и нам самим не по себе как-то.
И вспоминает, как прошлой весной почти три дня спасали собакуоказавшуюся на льдине озера Копа. Она к себе не подпускала, прыгала со льдины на льдину, а спасателям было угнаться за нею непросто. Возможно, собака самостоятельно быстрее добралась бы до берега. Но волонтеры – зоозащитники покоя не давали, обвиняли всех и вся в нелюбви к животным.
На вопрос о том, насколько изменился характер звонков за время его трехлетней работы в центре, Ернар Бауржанович констатирует, что ложных вызовов становится меньше, как и сообщений о «минировании» объекта. В немалой степени это результат разъяснительной, воспитательной работы. Но очевидно, что в большей мере свою роль играет тот факт, что звонившего устанавливают и привлекают к ответственности.
— Мы уже по голосу звонившего можем определить, что вызов ложный. Особенно, если это ребенок, — говорят наши собеседники. — Но убедиться в этом сотрудники служб департамента по чрезвычайным ситуациям должны только прибыв по указанному адресу. Не отреагировать – нельзя. Действуют по единому, расписанному до мелочей алгоритму.
Есть таковой и в отношении людей, сообщающих по телефону: «Жить не хочу. Сейчас спрыгну…». Даже непрофессиональным психологам очевидно, что за этими словами другое: «Мне плохо. Не знаю, как жить дальше. Помогите».
И ведь помогают. Удерживают от непоправимого шага.
— Ну хочешь, я буду с тобой встречаться, — к такому аргументу пришлось прибегнуть диспетчеру Бахытжан Зейнуллиной в разговоре с парнем, угрожавшим самоубийством из-за того, что девушка его бросила. Помогло. Спустился с крыши многоэтажного дома.
Как и житель Щучинска, сообщивший, что выпрыгнет с девятого этажа, потому что жена ему изменила. Оперативный дежурный Канат Каирлинов «держал его на проводе» больше тех часов. Все это время прибывшие сотрудники всех экстренных служб не только себя не обнаружили, но предостерегали случайных прохожих от громких звуков.
Что за это время было сказано, врядли теперь и сам Канат Каирлинов вспомнит. Но очевидно, что нашел нужные слова, непоправимого не случилось.
Так и работают. Весной – паводки, летом – степные, лесные пожары. Осень – тоже пожароопасный период. Зима – заторы на дорогах. Бураны. Ну, а «Помогите…» — это в любое время года, дня и ночи.
В том числе и в ночь новогоднюю. Напряжение (как и в приемных покоях больниц) нарастает ближе к утру: петарды, печи, топливо в которые нетрезвые хозяева подбрасывают… Да мало ли, что может случиться у тех, кто Новый год не просто весело встречает, а слишком бурно.
Так что одно из новогодних пожеланий от департамента по чрезвычайным ситуациям: живите и празднуйте так, чтобы не пришлось звонить по номеру 112. Но уж если что-то случилось, то звоните без раздумий.
А для заступающих на дежурство у коллег пожелание традиционное: «Сухих рукавов и ясной погоды»!
Фото Айбека Даньярова