Неизменный символ праздника – новогодняя елка – не может обойтись без ярких украшений. Старинные елочные игрушки бережно хранят сотрудники музея истории г. Кокшетау. Каждый год накануне праздника в «старой квартире» на столе появляется небольшая пластмассовая елочка, увенчанная красной звездой…
– История елочных украшений началась в XVII веке в Германии, – рассказывает заведующая отделом фондов музея Ольга Лубенцова. – Елку украшали всем, чем были богаты: бантами из дорогих тканей, крупными ювелирными украшениями, яблоками, конфетами, свечами… По легенде, первое появление стеклянных елочных игрушек связано с неурожаем яблок в Германии в 1847 году, когда находчивые стеклодувы взамен фруктов начали изготовлять блестящие стеклянные шары. Такие красивые и хрупкие «яблочки» были нарасхват…
В России елочные игрушки появились в 30-х годах XIX столетия. Моду на них ввела императрица Александра Федоровна. Игрушки привозили из-за границы и стоили они довольно дорого, поэтому украсить новогоднюю елку могла только зажиточная семья. В середине века появились специальные артели, которые делали новогодние игрушки, мишуру и «дождик».
К слову, украшать елку стеклянными бусами придумали в России. Стеклодувы выдували маленькие шарики, женщины их раскрашивали разными красками, а дети нанизывали на нити. Фабричное производство игрушек было налажено в годы Первой мировой войны, когда в город Клин, где был стеклянный завод князей Меньшиковых, попали пленные немецкие солдаты. Они и научили фабрикантов выпускать стеклянные елочные шары.
Ольга Викторовна также рассказала, что украшения нередко становились своеобразным отражением политических и культурных событий в стране. Так, эпоха советских елочных игрушек началась в 1937 году. Тогда были изготовлены шары с изображением членов центрального Политбюро, а позже – с К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным и И. Сталиным. Разбить такой шар было страшно: это могло расцениваться как специально подготовленная диверсия.
В годы Великой Отечественной войны елки украшали игрушками с изображениями солдат, танков, самолетов, собак-санитаров. На передовой украшениями служили отстрелянные гильзы, бинты и даже погоны. В послевоенное время в магазинах продавали картонные листы с изображением животных. Их самостоятельно вырезали, склеивали и развешивали на елке.
В 1949 году появляются наборные игрушки из проволоки и стекляруса. Стеклянные трубочки и бусинки нанизывали на проволоку и придавали форму, близкую шарикам, пирамидкам или фонарикам. В фонде музея хранятся несколько таких украшений. Тогда же вошли в моду разноцветные стеклянные бусы, они представляют солидную часть новогодней коллекции музея – около 15-20 видов.
В этом же 1949 г., к юбилею А. Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображением героев из произведений поэта: Золотая рыбка, Руслан и Людмила, волшебник Черномор, Золотой петушок. Появились герои детской литературы: Иван-царевич, Красная шапочка, Кот в сапогах, Чиполлино, доктор Айболит… Несколько таких мастерски расписанных фигурок из тончайшего стекла хранят сотрудники музея в вате. Трогать раритетные игрушки нельзя никому, кроме хранительницы фонда.
В конце 50-х годов на экраны кинотеатров вышел фильм «Карнавальная ночь», после чего появились игрушки, ставшие очень популярными: часы, на которых стрелка показывала без пяти минут полночь… После премьеры культового советского фильма «Цирк» стали популярными фигурки клоунов, цирковых собачек и медведей. Есть в коллекции музея несколько игрушек из серии, пропагандирующей дружбу народов СССР. Называлась она «15 республик – 15 сестер» и состояла из фигурок девушек в национальных костюмах. В отличие от современных игрушек, украшения этого периода крепились к елочным веткам с помощью специальных прищепок у основания.
В 60-е годы случился космический бум, и на всех елках страны появились космонавты, ракеты, спутники, планеты… В те же годы в стране активно развивалось сельское хозяйство. На елках «росли» лимоны, помидоры, огурцы, лук, редис, морковь и, конечно же, «царица полей» –кукуруза. В это время художники стали экспериментировать с формой: в продаже появились разноцветные шары всевозможных размеров с выемками и причудливыми изгибами. Некоторые игрушки покрывали светящейся в темноте краской.
В 70-е годы «лидерство» захватили шары, колокольчики, домики. Игрушки стали особенно яркими, блестящими. Чуть позже сложные украшения уступают более простым, появляются привычные шарики и сосульки с несложными узорами и нанесенным на бока «инеем».
Рядом с елочкой в музее расположились пенопластовые Дед Мороз и Снегурка – постоянные спутники новогодних праздников. Почти в каждой семье бережно хранились эти сказочные персонажи. Если не получалось купить в магазине готовые фигурки, их делали из папье-маше и расписывали красками.
– Мы начали собирать коллекцию елочных игрушек с самого основания музея. Тогда жители вместе со старинными вещами часто приносили новогодние украшения, которые бережно передавались в семьях из поколения в поколение. В основном фонде собрано около 40 раритетных экспонатов. Самые старые игрушки датируются серединой 50-х годов. Конечно, современные игрушки отличаются от украшений тех времен. В основном сейчас шары изготавливают из пластика, однако ретро-стиль снова набирает популярность. Все чаще новогодние игрушки делают своими руками из дерева, натуральных тканей или природных материалов. Особенным спросом пользуются ватные елочные игрушки, – объясняет Ольга Викторовна.
В «старой квартире» все готово к встрече нового года. На столе стоит хрустальная ваза с мандаринами, светится огнями гирлянда на елке. На стене висит перекидной календарь. На его обложке, в обрамлении заснеженных еловых ветвей, с секундомером в руках мальчик в полосатом шарфике с нетерпением ждет наступления нового, 1957 года…