На полуострове Мангыстау

Мы продолжаем публиковать хроники Республиканской экспедиции «Абылай ханның қара жолы», прошлым летом проехавшей через несколько регионов страны. Сегодня наш автор рассказывает о неповторимом, загадочном Мангыстау – полуострове на берегу Каспийского моря

Каспий – одно из крупнейших в мире морей на стыке Европы и Азии. Мангыстау называют полуостровом сокровищ, краем бесконечных ветров, землей древней цивилизации и  музеем под открытым небом.

Издревле территория Казахстана делилась на регионы, по наименованию наиболее известных, популярных топонимов. Историко-географический регион на севере страны называется «Көкшетау» – сегодня это природный бренд Казахстана. Центральная часть именуется Сарыаркой, Восток – Казахским Алтаем, юго-восточная территория – Жетысу, западная часть – Мангыстау, и, наконец, южный регион назывался Туркестаном.

Уникальными на территории Казахстана признаны следующие геоморфологическими объекты: горы и озера Кокшетауской возвышенности; каньон Шарын в Жетысу; крутые обрывы на плато Устюрт в Мангыстау. Кстати, горы Кокшетау являются объектом государственного природного фонда международного значения.

Наша экспедиция продолжает движение на Запад, к полуострову Мангыстау. В пути несколько часов говорили об истории, об Абылай хане (1711-1781), рассказывала о проекте «Хан ордасы – Көкшетау», о национальных топонимах и гидронимах Кокшетау, семантике казахских слов. Во втором часу ночи вдали виднеется мавзолей Есет батыра, затем аул «Бестамақ».

Есет батыр (1667-1749) — один из известных казахских батыров, полководец, сподвижник хана Младшего жуза – Абулхаира. Как сообщают источники, мавзолей был построен в год 325-летия батыра из розового ракушечника, привезенного из Мангыстау.

Проехали аул Алға. Маршрут опять поменялся, по-видимому, выбирается оптимальный вариант. По предложению Мурат кажы Ыдырысулы – руководителя экспедиции, — ведущим становится второй экипаж, точнее наш внедорожник. Движемся также в западном направлении, к Шубаркудыку, перед нами появляется река Суық су, что с казахского переводится как «Холодная вода»…

Поспав несколько часов, отправляемся дальше. Естати, спали мы в экспедиции обычно по 4-5 часов, так как график работы был плотный, насыщенный, расписанный буквально по минутам… Выезжаем из Шубаркудыка – административного центра Темирского района Актюбинской области. Направляемся к огромному строящемуся комплексу известной личности ХІХ века — Досжан хазрета (1815-1896). Масштабы проекта впечатляют, особенно обращает на себя внимание экстерьер комплекса, сочетающийся с природным ландшафтом. Впоследствии здесь планируется открытие нового музейного комплекса. Остатки же полуразрушенной мечети религиозного деятеля находятся рядом, в консервации. По сохранившимся архивным данным, можно говорить о том, что Досжан хазрет на западе Казахстана был одним из духовных лидеров, выступавших за равноправие мусульман. Археологические работы здесь ведут сотрудники областного историко-краеведческого музея. Нас сопровождает научный сотрудник Темирского районного музея Ерлан Кошенов. Разговорились с некоторыми участниками местной экспедиции, один из них — Нуршат Уразмагамбетов, работает младшим научным сотрудником Актюбинского областного музея.

Посетили и местный музей, расположенный в здании Дома культуры  Шубаркудыка. Нас встретили руководитель отдела культуры и спорта Темирского района Адилет Калмагамбетов и директор музея Алмаз Римов. Нужно сказать, в поселке Шубаркудык развита инфраструктура, построены двух-трехэтажные благоустроенные дома, есть и пятиэтажные. К слову, в Темирском районе – 12 музеев, и все они — филиалы Актюбинского областного.

Выезжаем из Темирского района на трассу, путь продолжается к юго-западу. Следующий населенный пункт Мангыстауского края – Бейнеу. Перед нами все та же бескрайняя степь, но почва уже другая, солончаковая. В отличие от Ыргыза и Торгая, она более светлого оттенка, иногда даже и белого цвета. Местами встречаются кустарники. Проезжаем территорию Байганинского района, о чем свидетельствует вывеска справа. Профессиональный оператор Сабыр Шериязданов снимает на камеру природный ландшафт для будущего фильма. Однако специально остановиться и сделать фото не всегда получается, так как время у нас ограничено…

«Қарауыл келді» – аул с таким интересным названием встретился  нам по пути. Топоним местности, по всей видимости, произошел от наименования рода «Арғын-Қарауыл» в составе Среднего жуза, в том числе и Кокшетау. Возможно, еще в прошлых веках в ходе внутренней миграции  представители этого рода перекочевали на запад, в Мангыстау. Но возможна и другая версия, это может быть просто имя известной личности, прибывшей однажды сюда. Такая вот интерпретация топонима. К слову, в ауле идет строительство новых жилых домов и огромного спорткомплекса «Дене шынықтыру және спорт кешені» — не хуже, чем в больших городах.

Впервые на всем протяжении после Кокшетау нам встречается небольшая гористая возвышенность с высыхающей речкой, и тут же вывеска: природные объекты находятся под защитой государства. Проезжаем аул Жарлы, расположенный вдоль трассы «Шымкент – Самара». Топоним «Жарлы» в казахском языке имеет два значения: 1) бедный, неимущий человек; 2) с крутым скатом, обрывистый, имеется ввиду характеристика местности. Если к этому слову добавить букву «қ», то получится  «жарлық».  В эпоху Абылай хана слово «Жарлық» означало письменный указ хана, правителя. Впрочем, и сейчас слово это с казахского переводится как «распоряжение, приказание, указ»…

Периодически на бескрайних степных просторах встречаются живописные, словно ожившие, картины: тулпары в степи, овечье стадо, пролетающий беркут. Видим лошадей на водопое, у реки Ногайты. Рядом — аул с таким же названием – Ноғайты. Как видим, топоним и гидроним местности совпадают. Когда-то, после распада Улуса Жошы – Золотой Орды, на территории Западного Казахстана существовала Ногайская Орда. Государственное образование ногаев называли также Мангытским юртом. Как видим, основа слова «маңғыт» идентична топониму «Маңғыстау», вокруг семантики которого существует немало версий. Известно, что «ноғай қазақ» – это одно из племен, входящих в состав казахского народа. Существует также несколько версий происхождения этого рода, и одна из них, по данным Википедии, со ссылкой на мнение Ж. Сабитова, заключается в следующем: ногай-казахи происходят из числа плененных в ходе Кубанского похода Апраксина 1711 года кубанских ногаев. В 1745 году они бежали к казахскому хану Нуралы (1710-1790), одному из сыновей хана Младшего жуза Абулхаира.

Четвертые сутки мы в пути. Время «скачет» от нас то на час вперед, то назад: здесь меняется часовой пояс. Почва здесь сухая, полынно-солончаковая. Пасутся двугорбые верблюды, что для нас, кокшетауцев,- весьма интересное зрелище. А ведь в ХІХ – начале ХХ веков верблюды обитали и в Кокшетауском крае… Итак, мы в пустынной зоне запада. По географическим данным: «Пустынная зона в Казахстане простирается сплошной полосой 500-700 км от берегов Каспийского моря до предгорий Тарбагатая на 2800 км.  Пустынная зона занимает 120 млн га, то есть 44 % территории республики.

Наша экспедиция из Кокшетау движется именно по территории Прикаспийской низменности, покрытой, в основном, степями и полупустынями. По мнению специалистов, из-за того, что эта зона много раз промывалась морем и реками, которые текут через него, плодородного грунта на поверхности мало, и он покрыт песком. Вдали виднеется одно из сельскохозяйственных предприятий. И опять перед нами — живописный пейзаж: одинокий пастух в степи, лошади на водопое, верблюды, стадо овец. Все это в сочетании с белыми песчаными островками придает неповторимый вид…

На термометре +32, солнечно, жарко и душно. Погода непривычная для нас, кокшетауцев. Остановились в Кулсары – это город на западе Казахстана, в котором в конце 30-х годов ХХ века работал известный общественный деятель, писатель, исследователь Сабыр Шарипов (1882-1942). Его настоящее имя – Мухаммедсабыр Шарипулы Давлетшин.  Один из периодов его жизни был связан с Кокшетау (1915-1918). Трудился он также в Атбасаре, Акмоле, Москве, иранском Тегеране, южном и западном Казахстане. По сведениям источников, в 1938-1942 годах Сабыр Шарипов работал директором учреждений глубокого бурения в Кулсары и Доссоре, конторы геологической разведки треста «Эмба-Нефть» на западе Казахстана. С. Шарипов сделал блестящую профессиональную карьеру. Был автором научно-исследовательских работ по истории, этнографии, экономике и тонкостям нефтяной промышленности Казахстана, основные труды писал на казахском языке. Как ни парадоксально, он стал жертвой советского тоталитарного режима, служению идеалам которого посвятил практически всю свою жизнь. Значительный вклад в развитие казахской национальной культуры Сабыр Шарипов внес и своим литературным творчеством. В этом году со дня его рождения исполнилось 140 лет. Его личные вещи, привезенные из Тегерана в 1932 году, представлены ныне в экспозиции областного музея в Кокшетау. Они переданы в дар музею дочерью Фаридой Шариповой-Равской в 1965 году: настольные часы, письменный прибор и другие ценные предметы…

Наконец-то подъезжаем к Бейнеу, где нас «встречает» одногорбный верблюд.  Бейнеу – это один из самых больших аулов Казахстана, состоящий из одно- и двухэтажных домов. Останавливаемся в отеле «Жібек жолы». Здесь нас встречает молодой ученый Ардак Бораш…

В гостеприимном доме Раббима Бораша – отца Ардака — в традициях казахского гостеприимства, за богатым дастарханом говорились слова приветствия и благодарностей, преподносились ценные подарки, презентовались новые книги и альбомы. Раббим Бораш – известный в  Мангыстау общественный деятель, предприниматель, меценат и спортсмен. Раббим Байбозулы является также обладателем почетного звания «Қазақстан Республикасының Құрметті құрылысшы», в этом году был избран членом Национального курултая, созданного Президентом Республики Казахстан.

Руководитель экспедиции «Абылай ханның қара жолы» Мурат кажы Ыдырысулы преподнес семье Раббима Бораша ценный подарок – казахский национальный музыкальный инструмент – домбру, изготовленную кокшетаускими мастерами. В свою очередь, Раббим аға подарил всем участникам экспедиции изданный в 2020 году альбом экспедиции «Абылай ханның қара жолы», в котором он участвовал вместе с супругой Айзадой…

На следующий день рано утром выехали из Бейнеу. Двигаясь к западу, подъезжаем к подземной мечети Бекет-ата. Это одна из четырех подземных  мечетей, построенных Бекет атой, как гласят народные легенды Мангыстау. Мечеть находится на территории некрополя так называемого старого Бейнеу, к ней ведет длинная аллея, украшенная при входе аркой. Здесь все буквально утопает в зелени… На территории комплекса мы остановились, чтобы попить воды из источника. Здесь нас встречает имам мечети Кулыбек Медетов.

Сама средневековая мечеть — малых размеров, дверь железная, полуовальной формы, украшена рельефным зооморфно-растительным орнаментом. Недалеко установлена надпись, где говорится, что эта мечеть  «Пір Ата – Бекет Ата Мырзағалыұлы», датируется ХІІІ-ХІХ веками. Памятник архитектуры находится под охраной государства. Учитывая дату  возникновения, мы с полным основанием можем говорить, что данная мечеть не была построена Бекет атой, так как функционировала еще в средневековье, а годы жизни Бекета Мырзагалыулы известны: 1750-1813. Он родился в эпоху хана Абылая и был его современником. Однако, бесспорно, деятельность Бекет аты была связана с бейнеуской мечетью. Три другие мечети, построенные им, по историологическим сведениям, также находятся на территории Западного Казахстана: «Ақмешіт», «Оғыланды» и в местности «Тобықты».

В 40 км от Бейнеу посетили еще один сакральный объект — старинную мечеть Коркембай ахуна. Архитектурный памятник мусульманского зодчества ХІХ века  находится под охраной государства.

На пятый день экспедиции мы уже в 2500 км от Кокшетау. Впереди — тот самый загадочный Мангыстау, каньоны и урочища которого часто сравнивают с неземными, космическими… Первый из них – перевал Маната.

«Это место – совершенно феноменальное, потому что мы воочию можем посмотреть на то, как формировалась Земля под древним океаном Тетис. Гигантский океан Тетис, прародитель всех океанов на Земле, был именно над этим местом больше 500 миллионов лет! Какая-то космическая цифра», — писал известный океанолог М.В. Флинт, побывавший в Казахстане в прошлом году.  Итак, 500 миллионов лет над этим местом был океан, формировалось океанское дно. Потом океан Тетис сменился морями. На вершине этой палеопирамиды, по времени ближе всего к нам, — Понтическое море, прародитель Черного и Каспийского морей – около 3-4 миллионов лет назад. Когда море окончательно исчезло, открылась область Земли, которая по нашим сегодняшним представлениям имеет совершенно неземной, уникальный облик.

После Манаты члены экспедиции «Абылай ханның қара жолы» посетили Сор Тусбайыр, входящий в тройку главных достопримечательностей Мангыстау. Сор – с казахского означает засохший пласт солончака. Тусбайыр – это скалистая местность, находящаяся у плато Устюрт. Впечатленные от увиденного, все фотографируются на память, снимают видео. Тут же на земле находят зубы акул, и других морских обитателей древнего океана, существовавшего миллионы лет назад. Один из таких зубов ископаемой акулы в качестве артефакта я привезла с собой Кокшетау.

По дороге беседуем с Ардаком Борашем, сопровождающим нас из Бейнеу. Он родом из Мангыстау, учится в докторантуре Каспийского государственного университета в Актау, направление диссертации – гидрогеология. «Миллионы лет назад территорию Западного Казахстана покрывал сначала океан, затем море, впоследствии отступившее. За это время на территории сложились огромные залежи ракушечника, — рассказывает Ардак. — Именно эти залежи и используют у нас в архитектуре и строительстве.  Камень ракушечник –  это экологически чистый материал. Как глина и дерево, является наиболее безопасным материалом для строительства домов»…

И действительно, весь Бейнеу — «ракушечный»,  вы как будто бы попадаете в какой-то затаенный средневековый город. По крайней мере, такое у меня сложилось впечатление: четко выстроенные один к одному «ракушечные» заборы стройно тянутся вдоль многочисленных чистых улиц. Хотя Бейнеу считается аулом, здесь проживает более 55000 человек. Это самое крупное село Казахстана. Интересуюсь месторождениями известняка-ракушечника. Со слов Ардака Бораша, появились они в Мангыстау около 20 миллионов лет назад. Сейчас в регионе два месторождения: Бейнеуское и Жетыбайское,  расстояние между ними 400 км. Местный, бейнеуский ракушечник по качеству более пористый и пробивается гвоздями при строительстве, чего не скажешь о жетыбайском. Стеновые блоки из этого известняка используются также при строительстве зданий, во внутренней и наружной отделке. Таким вот рациональным образом используется природный материал. В Бейнеу – 10 школ, есть музей. Что интересно, музеи на Западе имеются практически в каждом ауле и селе.

Если говорить об истории, то в средневековье здесь проживали огузы. По народным легендам, еще 300 лет назад в здешних местах обитали туркмены, которые с приходом казахов вынуждены были покинуть насиженные места и перебраться на территорию нынешнего Турменистана, — говорит А. Бораш. Еще интересный факт: здесь так же, как и на юге страны, есть горы Каратау. Это горный хребет, один из отрогов Мангыстауских гор, который называют Западным Каратау…

После позднего обеда в столовой аула Жаршын, мы выезжаем в местность Шетпе. Направляемся к подземной мечети Караман ата, который, по легенде, был одним из трехсот миссионеров, приехавших в Мангыстау распространять суфизм. Считается, что Караман был сыном Исан ата и внуком Шопан ата, подземная мечеть которого также находится на западе. Мечеть Караман ата состоит из трех комнат, сохранилась в первозданном виде: каменные столбы, состоящие из нескольких блоков, соединяют между собой потолок и пол, точнее, сказать, землю. В помещении чисто, свежо. Мечеть ХІІІ века построена с учетом всех требований гидро-и аэродинамики: зимой здесь тепло, летом — прохладно. В этом мы убедились, находясь здесь: будто бы в современном здании с кондиционером. Остается только удивляться уровню знаний  средневековых мастеров!

Так завершается наш день…

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
Старший научный сотрудник Акмолинского областного
историко-краеведческого музея.

Кокшетау – Мангыстау,  2022 год.

Читайте также