Сертификат обмену и возврату… подлежит

Механизм возврата товаров в Республике Казахстан регламентируется Законом «О защите прав потребителей». В соответствии с ним, казахстанцы имеют право вернуть как товар надлежащего, так и ненадлежащего качества в установленные законом сроки и согласно указанному в законе регламенту. Но попадает ли под указанный механизм такая категория товара, как сертификат? Можно ли его вернуть, если срок действия, указанный продавцом, истек?

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 28 Закона, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом своего режима работы. Запрещается принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) в ненужном ему количестве и (или) ассортименте. Установление каких-либо преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается. Обмену (возврату) подлежат все товары, за исключением указанных в пункте 1 статьи 30 Закона. И сертификаты в этот список из статьи 30 не входят.

Поэтому условие продавца (услугодателя), что сертификат «обмену и возврату не подлежит», — незаконно. Оно противоречит нормам статьи 8-1 Закона, где перечислены условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора. В их числе:

— установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);

— предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса РК об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

— предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;

— установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств.

Подарочный сертификат является товаром, а его продажа потребителю — это заключение договора купли-продажи. При этом продавец (услугодатель) обязуется предоставить товар (оказать услугу).

Если потребитель не приобрел товар, он имеет право на возврат денежных средств или обмен в сроки, установленные законом. Или, например, если сертификат был приобретен на оказание услуг, согласно статье 32 Закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств. Да, в некоторых случаях услугодатель вправе удерживать часть стоимости сертификата при возврате. Однако следует помнить, что удержание возможно только в случае, если услугодатель сможет доказать, что понес расходы на предоставление самого сертификата.

Чек, подтверждающий покупку сертификата, а также возможные фото и видеоматериалы, подтверждающие факт заключения сделки, помогут вам добиться положительного разрешения спора в досудебном, а также в судебном разбирательствах.

Если вам не удалось мирно урегулировать вопрос возврата (обмена), вы можете направить официальную претензию продавцу (услугодателю) сертификата. Данное обращение рассматривается в течение десяти дней, с момента его регистрации, по истечении которых, можно подать обращение в суд, если продавец вам не ответил.

Также на единой информационной платформе по защите прав потребителей e-tutynushy.kz можно разместить жалобу о неправомерных действиях продавца (услугодателя).

За дополнительной информацией обращайтесь в Департамент по защите прав потребителей по Акмолинской области по телефону 8 (716 2) 505122.

Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области

Читайте также