Парадокс Ыргыза

Мы продолжаем публиковать путевые заметки об экспедиции «Абылай ханның қара жолы». Сегодня наш автор Бибигуль Бейсенбайкызы рассказывает о третьем дне путешествия по дороге хана Абылая.

…На рассвете мы прибыли в Ыргыз. По данным Википедии, Ыргыз – это центр Иргизского района Актюбинской области, расположенный  на берегу одноименной реки близ международной трассы «Самара – Шымкент». Население составляет около шести тысяч человек.

Руководитель экспедиции Мурат кажы Ыдырысулы представил нас акиму поселка Нурлану Тысбергену, а сопровождала экспедицию «Абылай ханның қара жолы» руководитель Иргизского районного управления культуры Жанат Еркин. Она родом из этих мест, увлекается историей, участвовала в экспедиции по родному краю.

Река Ыргыз находится в низине, сам же поселок — на возвышенности. Традиционный степной пейзаж, на побережье — табун лошадей. Почва в Ыргызе, так же, как и в Торгае, не пригодна для выращивания злаковых, здесь из известных нам полевых растений встречалась только полынь.

В одном из источников рубежа ХІХ-ХХ веков сообщается следующее: «Иргиз – уездный город Тургайской области, основан в 1845 году, почти одновременно с Тургаем, на правом высоком берегу р. Иргиз, как передовой военный пост в местной степи. Основанием к постройке укрепления послужили волнения в степи, принявшие под конец при Кенесары Касымове характер открытого восстания. Место было весьма удобное для военных целей, но неудобное для оседлого населения, главным образом вследствие отсутствия земель, пригодных для распашки. Сначала было известно под именем Уральского укрепления. Попытки заняться здесь земледелием не дали хороших результатов, и до сих пор не получили распространения. С 1868 года, с момента устройства сибирских киргиз, Уральское  укрепление было переименовано в уездный город Иргиз. В городе есть почтово-телеграфная контора, двухклассное русско-киргизское приходское училище, женская и вечерняя школа для взрослых инородцев, городская общественная и казенная библиотеки.  Есть также хлебозапасный магазин, военный лазарет и приемный покой: врач, фельдшер и акушерка. Население Иргиза насчитывает около тысячи человек, из них около трети — мусульмане». («Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П.Семенова. Санкт-Петербург, 1903 год, стр. 340.  Фонды Акмолинского областного историко-краеведческого музея г. Кокшетау).

Как видим, бывшие города Ыргыз и Торгай были основаны в ходе национально-освободительной войны под предводительством последнего хана казахов – Кенесары Касымұлы (1802-1847). Восстание в Казахстане, длившееся десять лет, стало одним из крупнейших в мировой истории ХІХ века антиколониальных  войн. Власти Российской  империи вынуждены были строить военные укрепления, два из которых, Ыргыз и Торгай, появились на завершающем этапе войны Кенесары.

Антиколониальная война ХІХ века была попыткой восстановления независимости, подобно той что была у народа в эпоху хана Абылая. Свидетельством тому являются официальные письма Кенесары, в том числе послание, адресованное императору Николаю І в декабре 1838 года. Это письмо содержит основные требования  по установлению мирной жизни для казахского народа: «Во времена царствования предков Ваших, а у нас деда моего хана Абылая существовала в народе тишина и спокойствие, и не было никем нарушаемо. Оба владения имели обоюдную торговлю». Кенесары открыто выступил против созданных округов, в том числе и Кокшетауского, откуда  происходил родом.  В 1841 году Кенесары был избран всеказахским ханом. Одной из основных целей антиколониального восстания Кенесары было восстановление Казахской государственности, что осуществится только спустя полтора столетия…

Подъехали к местности Маңтөбе, где, по источникам, в первой трети ХVІІІ века состоялась встреча хана Младшего жуза Абулхаира с дипломатом, переводчиком Коллегии иностранных дел А.И. Тевкелевым (настоящее имя — Кутлумбет мырза). Эти переговоры и проблема признания казахами протекторатной зависимости от Российской империи стала предметом интерпретации в трудах многих исследователей.

По этому поводу профессор истории К.К. Абуев в своей монографии «Абылай хан: современники и наследники» писал следующее: «Подписание 10 октября 1731 года на Иргизе, в урочище Мантюбе ханом Абулхаиром и его приверженцами из старшин документа о принятии ими российского подданства еще не означало, что владения Младшего жуза тут же стали частью России. Казахи, подписавшие акт о подданстве, воспринимали его как военный и политический союз с Россией, которая берет их под свое покровительство. Степная аристократия придерживалась того мнения, что подданство, коль оно добровольное, может быть прервано в любой угодный им казахам, момент. Что касается хана Абулхаира, то он вовсе не допускал мысли, что с принятием подданства его полномочия как правителя будут ограничены. Напротив, он через эту акцию намеревался укрепить свою власть в Степи… Колониальный же характер стратегии царского правительства в Казахстане заключался, прежде всего, в строительстве в его пределах военных укреплений». (К.К. Абуев. «Абылай хан: современники и наследники».  Кокшетау, 2013 год,  стр. 130).

Итак, мы на территории Иргизского района бывшей Торгайской области. Останавливаемся у мавзолея «Алмат кесенесі». Памятник мусульманского зодчества, построенный в ХІХ веке, — в полуразрушенном состоянии. Сейчас он в консервации, здесь начались реставрационные работы. Особенность мавзолея в том, что он построен в стиле, характерном для Центральной Азии, но редко встречающемся на территории Казахстана. По сохранившимся народным легендам, известный в этих краях Алмат Тама, получив титул сардара, что в переводе с казахского означает предводитель, военачальник, стал волостным в Ыргызе. На собственные средства он построил медресе, занимался благотворительностью, духовной деятельностью. Недалеко от мазара находился когда-то қыстау Алмата сардара. Здесь же потомками установлен памятник с изображением их предка из рода «Тама»  –  это один из семи родов подразделения племени Жетіру в составе Младшего жуза. На памятнике выгравировано имя и годы жизни: Сардар Алмат Тобабергенұлы (1804-1892)…

Следует сказать, в этих и других краях Казахстана в конце ХІХ века проводилась исследовательская экспедиция, в составе которой работал лидер первой Казахской политической партии «Алаш» Алихан Бокейхан. Его имя — в списке составителей многотомного издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П.Семенова, изданного в Санкт-Петербурге в 1903 году. Оригинал издания хранится в фондах областного музея Кокшетау. В ХVІІІ томе, в разделе о природе, в главе первой под названием «Формы поверхности и строение земной коры в пределах Казахского края» автора А.Н. Седельникова имеются некоторые данные касательно регионов от Кокшетау до запада Казахстана, куда и направляется экспедиция «Абылай ханның қара жолы»: «Казахский край в геологическом смысле — страна молодая; вся южная его часть недавно освободилась от моря.  Поэтому в строении его рельефа принимали участие, главным образом, позднейшие образования. На Кокшетауских горах, Баянаульских и Каркаралинских горах граниты, порфиты, кварциты, сиениты играют главную роль. …В гидрографическом отношении Арало-Балхашскую равнину можно разделить на четыре бассейна: Сарысу – Тиликуль, Иргиза – Чалкар-Тениза – Сары-Кола – Торгая – Голодной степи и Прибалхашской. Равнина прорезана двумя реками, которые являются вместе с тем и главными водными артериями; это Иргиз в северо-западной части и Сарысу в Арало-Балхашской. Иргиз берет свое начало на водоразделе Аральского и Уральского бассейна, в юго-восточных отрогах Южного Урала. Долина его пролегает по западной части описанной выше ложбины, близ холмов; благодаря этому с правой стороны в него впадает много притоков, с левой же, со стороны равнины, она лишена их. В нижнем течении река Иргиз проходит систему озер и впадает в большое озеро Чалкар-Тениз. Берега реки глинисто-песчаные. Изредка наблюдаются обнажения мела и известняков, а в верхнем течении – гранита и песчаников. Река Иргиз немноговодна, а поэтому не имеет особенного значения для местного населения, тем более что в среднем и нижнем течении вода ее горько-соленая».

Мы находимся в одной из старейших библиотек Казахстана – Ыргызской, которой в этом году  исполнилось 140 лет. С 1883 года в этом здании работал известный казахский ученый и просветитель Ыбырай Алтынсарин (1841-1889). В историческом здании библиотеки членов экспедиции «Абылай ханның қара жолы» поприветствовал директор Марат Канатұлы Мырзалы. Он рассказал об известной в Ыргызе личности Узакбае Кулымбетове (1891-1938). К слову, Марат Мырзалы учился на одном факультете с Кайырбаем Торегожой, ныне поэтом, известным журналистом и главным редактором областной газеты «Арқа ажары». За круглым столом краеведы говорили о том, что Ыргыз являлся ставкой хана Младшего жуза – Абулхаира, что подтверждается и источниками. Руководитель экспедиции Мурат кажы Ыдырысулы рассказал о 3-й экспедиции под названием «Абылай ханның жорық жолдары», которая состоялась в 2021 году, в восточном направлении. Ее основной целью было изучение военных походов хана Абылая на Восток. Книга об этой экспедиции недавно вышла в свет в Кокшетау. В завершение встречи прозвучал местный гимн: «Ырғызым – Ырысым!».

Участники экспедиции посетили также Иргизский историко-краеведческий музей, который находится недалеко от старейшей библиотеки. Музей открылся в 1981 году, и в настоящее время в его фондах — около 4000 экспонатов, среди которых коллекции по минералогии, палеонтологии, этнокультуре и быту казахского народа, исторические документы, фотоматериалы…

Мы продолжаем путь и направляемся к одному из загадочных мест Ыргыза – Жаманшың. Это единственный на территории Казахстана кратер, возникший около миллиона лет назад в результате падения на Землю метеорита. Мы беседуем с краеведом Мереке Жубаниязом. Вся его деятельность связана с защитой экологии и природы. Он родился в этих краях, и с увлечением рассказывает о местной природе: растительность в Ыргызе скудная, почва полупустынная и песчаная, но несмотря на это, здесь встречается древнее реликтовое растение – туранга, маленькое дерево из семейства тополиных. Еще растет  саксаул, а также жусан, то есть, полынь. Будучи на заслуженном отдыхе, Мереке аға  продолжает заниматься общественной деятельностью, по сложившейся традиции, именно он встречает всех гостей, приезжающих в Ыргыз, участвует в местных экспедициях.

Проезжаем местность Итмолла, где по сохранившимся легендам и по рассказам краеведа Отебая Канафина, останавливался Кенесары – внук знаменитого хана Абылая. В свою очередь, их далекий предок и основатель мировой империи –  Чингизхан воевал в этих степях с меркитами. Из эпохи Абылай хана в Ыргызе известно имя Елшибек батыра, прославившегося во времена казахско-джунгарских войн, и здесь до сих пор проживают его потомки.

Будучи в экспедиции или в любой другой поездке, особое внимание обращаю на топонимы. В Торгае и Ыргызе – топонимы исключительно казахские. Слева виднеется местность Қабанқұлақ, справа — аул Айырқызыл. Гидронимы здесь также казахские. Со слов Мереке Жубанияза, в Ыргыз-Торгайском крае насчитывается 95 различных рек и озер, одно из крупных — Байтан көлі — занимает площадь 5000 кв.м.

…Подъезжаем к кратеру Жаманшың. На месте падения метеорита когда-то образовалось огромное углубление, окруженное валом. Приезжающие сюда туристы обязательно посещают эти места, иногда здесь находят тектиты и другие камни. По данным открытой энциклопедии «Wikipedia», тектитами называют «природные стекла, найденные в некоторых районах Земли». Один из таких сверкающих черных тектитов нам показал краевед Мереке Жубанияз.  Принято считать, что эти камни обладают некой энергетикой и как-то воздействуют на людей, но это лишь одна из многочисленных гипотез. Так же, как и нас, М. Жубанияз однажды встречал известного российского ученого П. В. Флоренского, который в 60-70-х годах ХХ века исследовал Жаманшынский метеорит. Со слов краеведа, Павел Васильевич Флоренский приезжал в Ыргыз и в 2017 году. Обнаруженные здесь, на тектитном поле, природные камни от падения метеорита, получили такие названия, как «импактид», «тектид», «иргизид» и другие.

…Покидаем Жаманшын и движемся в северо-западном направлении по трассе «Шымкент – Ақтөбе». Постепенно меняется и природный ландшафт. Появляются сопки и песочные холмы. Справа равнины чередуются с возвышенностью, затем появляются маленькие кустарники.  Погода ясная, облачно, но ветрено. В районе местности Құрылыс виднеются два дома с сельскохозяйственными постройками, по-видимому, это фермерское хозяйство, или, как еще называют их здесь, «қыстақ, қыстау» — традиционное зимнее жилище казахов, имевшее широкое распространение в ХІХ – начале ХХ веков. Современные казахские аулы с таким названием  мы встречали и в Центральном Казахстане в 2018 году, в ходе первой экспедиции «Абылай ханның қара жолы».

Остановились минут на 10 недалеко от аула Құмсай: весьма характерный топоним для этих мест. Как отмечалось выше, в Торгай-Ыргызе почва пустынно-песчаная, поэтому топоним с основой «құм» — «песок» можно часто встретить в этом регионе. Указатель на трассе показывает, что до Актобе еще 290 км. Проезжаем аул Аралтоғай: интересный топоним, произошедший из двух, казалось бы, различных слов: «арал» в переводе с казахского –  «остров», «тоғай» – «лес, заросли кустарника, лесистая местность». Как видим, топонимы здесь характеризуют местность, соответствуют ее природному ландшафту.

…Время вечернее, но солнце еще высоко над горизонтом. Бескрайняя, безграничная Степь… Три внедорожника экспедиции «Абылай ханның қара жолы» мчатся по трассе в направлении Актобе. Ближе к 9 часам вечера проезжаем аул Ігіліксай. Основа слова «ігілік» с казахского переводится как «доброе дело, благо, благополучие», во втором значении это слово означает «польза, плоды полезного, доброго дела». Вторая часть распространенного короткого слова «сай» в первом значении означает: «овраг, ложбина»; во втором — «подходящий, соответствующий»; и, наконец, в третьем — «готовый, находящийся в надлежащем виде». Казахский язык богат на синонимы. Спустя некоторое время проезжаем еще один аул с похожим топонимом — Бекетсай, на окраине которого протекает река Ор. Слово «бекет» в переводе с казахского означает станцию на почтовых трактах. Река же Ор, в другой транскрипции Орь, протекает по территории западного Казахстана и России. С казахского название реки переводится как «канава, ров, яма» или «западня, ловушка», по этому поводу существует даже поговорка: «Біреуге ор қазба, өзің түсесің». В другом же значении «ор» означает темно-рыжую, бурую масть животных и зверей, а еще есть понятие «крупный, большой». Вот такое полисемантичное слово. Кстати, название крепости Орск, построенной в этих краях на начальном этапе колонизации происходит именно от гидронима Ор.

…Солнце садится за горизонт, перед нами — красивый закат. День третий близится к завершению. В хронике этой экспедиции, не могу не сказать еще раз сказать о Кенесары, ставшем, как ни парадоксально, причиной появления Ыргыза. Этот город появился в первой трети ХІХ века, построен он был во время колониальной политики царизма. Цель — упразднение ханской власти на территории Казахстана. Вот в чем парадокс: если бы не было национально-освободительной войны Кенесары, то уездный город Ыргыз мог бы и не появиться на карте Казахстана.

«В сороковых годах ХІХ века Казахская Степь в последний раз вспомнила старину. Внук Абылай хана – Кенесары, затмивший в народных сказаниях славу своего популярнейшего деда, собрал несколько тысяч наездников из представителей недовольных и, объявив себя восстановителем былого величия казахского народа, пытался поднять под свое  знамя весь  казахский народ», – писал исследователь А. Бокейхан. — «Смелость и удальство, обнаруженные его братом Наурызбаем и соратниками последнего, завоевали симпатию населения, которое, не выражая активно своего сочувствия, постоянно оказывало покровительство людям Кенесары, спасая их от преследования русских отрядов. Благодаря этому обстоятельству, Кенесары в течении десяти лет продержался господином Казахской Степи, которую исколесили его приверженцы от Оренбурга до Каркаралов, от Петропавловска до Туркестана, предавая уничтожению аулы и русские поселения и забирая в плен людей. В 1847 году Кенесары и Наурызбай были убиты «дикокаменными» киргизами, и теперь об их необычайной удали и смелости осталась только песня в памяти народной».

Лидер первой казахской политической партии «Алаш» Алихан Бокейхан последнему хану казахов посвятил такие пророческие строки:  «За годом год хромали годы, прошло их много с той поры, как вольный сын Степной свободы, казнен батыр Кенесары.  Но дух его бунтарской воли, его борьбы кровавый след, стал маяком казахской воли, до дней свободы, дней побед!».

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ.

  Кокшетау – Западный Казахстан – Оренбург – Кокшетау.

 

 

 

Читайте также