Чем история от мифологии отличается

По долгу профессии мне приходится встречаться и общаться с разными людьми — ветеранами и педагогами, историками и краеведами, медицинскими работниками и др. Все эти люди делают что-то значимое, принося пользу себе и Отчизне. Одной из интересных стала недавняя встреча с молодым ученым Талапкером  Аскаровичем Уалиевым — магистром гуманитарных наук, докторантом Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, старшим преподавателем кафедры «История Казахстана и Рухани жаңғыру».

Талапкер Уалиев — исследователь своего края,  который живет и дышит своей работой. В свое время писатель Рэй Бредбери с сожалением отмечал, что «человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет пить пиво и смотреть сериалы». К счастью, есть среди нас люди, которые хотят еще и изучать, познавать удивительное прошлое, и искренне влюблены если не в космос, то в историю.

Талапкер появился на свет в селе Каракамыс Айыртауского района Северо-Казахстанской области, в семье обычных учителей. После  окончания в 2003 году средней школы поступил на исторический факультет Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова. «Выбор будущей профессии не был таким уж сложным, хотя, признаюсь, долго колебался между политологией и историей. Можно сказать, это был пресловутый «спор разума и сердца». В итоге, как в известной притче Абая, победило сердце, и я выбрал специальность «История», — признается Талапкер.

Учеба в вузе, студенческая жизнь оставили  яркие впечатления и добрые, теплые воспоминания. Студенты того времени еще успели застать гумбольдтовскую систему образования, то был красивый закат или последнее эхо всего советского. Еще не была внедрена кредитная технология обучения в рамках Болонской системы, вместе со всеми своими ценностями и характерными особенностями — стандартизацией знаний, тестированиями и  ориентированным на студентов подходом. Тогда роль преподавателей была несоизмеримо велика по сравнению с сегодняшним днем, для студентов они были не просто педагогами — своего рода, «духовными наставниками».

— Это был период, когда покойные ныне Кадыржан Кабиденович Абуев и Виктор Федорович Зайберт были на пике своей научно-творческой карьеры. С особой теплотой и благодарностью вспоминаю лекции старших преподавателей Г.М. Тулепбергенова, Ж.К. Шаймерденовой, к.и.н., доцента А.Т. Бексеитовой, к.и.н., доцента Г. Т. Каженовой, к.и.н., доцента А. Б. Кушпаевой.  И, конечно же, наставления и одновременно строгие и добрые советы от нашего методиста Ж. К. Мукашевой – это, наверное, самые главные люди в моей студенческой и впоследствии преподавательской жизни, сыгравшие определяющую роль в моей судьбе» — отмечает Талапкер Уалиев.

В 2011 году Талапкеру  было предложено занять место преподавателя на кафедре. Этому поспособствовали предложения и рекомендации его прежних преподавателей Г. М. Тулепбергеновой, на тот момент заведующей кафедрой Всеобщей истории, теории и государства права, и А. Б. Кушпаевой. С этого времени начинается полноценная педагогическая карьера Т.Уалиева. Ему  очень повезло, он оказался в очень сплоченном коллективе. «Это чувство локтя, которое я испытал с первого дня, ощущаю по сей день» – говорит молодой педагог. Он считает большой удачей свою стажировку в Великобритании (Brunel University, Лондон) в рамках международной стипендии «Болашак».

Надо отметить, что тема диссертационного исследования Талапкера связана с  историко-эпическим, фольклорным наследием эпохи Золотой Орды. Как писал российский ученый Р. Ю. Почекаев: «Находясь же на пике могущества, Идигу вдруг потерпел полный крах и лишился всего – власти, владений, а затем и жизни. Но даже и после смерти его имя надолго осталось в народной памяти; он стал героем эпосов многих народов – чего не удостаивались даже многочисленные ханы-Чингизиды».

Талапкеру пришлось  долго, методом проб и ошибок определяться с направлением своих будущих научных интересов. В итоге в них вошла история кочевых империй и кочевых сообществ Евразии и средневековая история Казахстана. С уважением и теплотой он говорит об ученых Н.Э. Масанове, Н.Н. Крадине, В.В. Трепавлове, А.М. Хазанове, В.П. Юдине, Ю.А. Зуеве, М.Х. Абусеитовой, А.К. Кушкумбаеве, Ж.М. Сабитове и многих других, труды которых оказали существенное влияние на формирование его научных взглядов. Для себя молодой ученый считает примером и ориентиром в научном поиске  научное наследие Н.Э. Масанова, в частности,  его главный труд «Кочевая цивилизация казахов».

«Исследования Нурболата Масанова помогают смотреть на исторические процессы шире и глубже, видеть принципиальное отличие научного знания от мифологических историографических схем, от «квасного патриотизма», — утверждает Т.Уалиев. Ученик Н. Массанова – доктор исторических наук, профессор А.К. Кушкумбаев стал научным руководителем нашего героя Талапкера. «Айболат Кайрслямович по-настоящему ввел меня в мир науки,  что продолжает делать и ныне, совершенно бескорыстно помогая ценными советами и делясь весьма массивным корпусом книг и редких средневековых источников из личной научной библиотеки», — продолжает докторант. Однако и сам он, конечно, — достойный ученик своих наставников. Молодой  ученый терпелив, настойчив, аккуратен, а этими качествами должен обладать каждый исследователь и преподаватель. Что особенно важно, он умеет работать в режиме многозадачности: он и архивист, и педагог, и археолог…

— В  2017- 2018 годах мне посчастливилось поработать в областном Государственном архиве.  Это был один из самых продуктивных периодов в моей жизни. Я был архивистом организационно-информационного отдела, и конечно, многому научился: искать невыявленные архивные материалы, правильно составлять описи дел и т.д. Несмотря на колоссальную загруженность, удавалось выкраивать время и на научную работу. Мы писали научные статьи, на основе архивных документов издавали  книги  памяти, сборники, проводили  конференции, семинары, брифинги…

Исследуя истории кочевых государств Евразии и Центральной Азии, Талапкер понимает, как  важно знать иностранные языки, ведь абсолютное большинство письменных первоисточников об истории и культуре тюркских народов, в частности казахов, — на арабском и фарси. Так что, помимо истории молодой ученый изучает арабский, персидский чагатайский…

Супруга Талапкера Гульмира – тоже ученый, она научный сотрудник Кокшетауского опытно-производственного хозяйства. В этом году защитила докторскую диссертацию. В семье ученых растет дочь Сезім, ей в ноябре исполнится 6 лет.

— Если и есть дома ученый, так это наша маленькая дочь, — улыбается Талапкер. — Сейчас она активно познает мир, сфера ее «научных интересов» чрезвычайно широка – от космоса до маленьких насекомых. Уже в первом году своего пребывания в детском саду она удостоилась – грамоты от акима области. Мы стараемся не мешать ей проявлять свою любознательность, как «старшие коллеги», мы ее прекрасно понимаем. Не зря говорят, что ученый — это ребенок, который так и не повзрослел…

Гульбаршин Салык,
член Союза журналистов Казахстана.

На фото Т.Уалиев с зарубежным научным руководителем, д.и.н.  В.В. Трепавловым.

 

Читайте также