Чтобы мир изменился…

В нашей стране на законодательном уровне закреплено понятие «инклюзивное образование». В школах и детских садах области создаются все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Работают в регионах кабинеты психолого-педагогической коррекции и инклюзивного образования.  Здесь с раннего возраста детям с инвалидностью оказывают коррекционно-педагогическую поддержку.

В кабинете психолого-педагогической коррекции №7 города Державинска  Жаркаинского района эту непростую работу выполняют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор ЛФК, социальный педагог, методист. Все специалисты имеют соответствующую квалификацию, прошли курсы переподготовки. Они проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми, обучающимися в массовых школах и детских дошкольных учреждениях, имеющими проблемы в обучении, общении, поведении.

Мы прилагаем все силы, чтобы среда  была в первую очередь направлена на социально-трудовую реабилитацию детей, их адаптацию к жизни в семье, в коллективе сверстников, в обществе. Ведь успешность обучения детей, их мотивация к учебе зависит в первую очередь от того, насколько  приобретены коммуникативные, эмоциональные навыки, сформированы познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие, мелкая и крупная моторика.

Чтобы помощь детям была эффективной, важно создать необходимые условия и педагогическую среду: приобрести соответствующее оборудование, учебно-методическую литературу, учебные пособия и инвентарь, использовать научно обоснованные программы воспитания и обучения, адекватные методы и приемы работы, обеспечить методическое и кадровое обеспечение.

Спектр психофизических нарушений у наших детей достаточно широк. Это задержка психического развития, ДЦП, умственная отсталость, болезнь Дауна, расстройства аутистического спектра, нарушения речи, гидроцефалия, эпилепсия. Кроме этого, кабинет посещают дети и подростки, не подлежащие обучению, не посещающие детские сады, обучающиеся по вспомогательной программе, индивидуально на дому. Всего кабинет посещают 50 детей, реализуя свое право на образование и получение специализированной помощи.

В нашем кабинете проводится коррекционное обучение для всех детей, в пределах их психофизических возможностей. Коррекционная помощь, которую оказывает наш кабинет — комплексная. Ни один специалист не работает с ребенком изолировано от коллег. Междисциплинарная основа в работе (диагностика, коррекция и многое другое) — один из принципов нашей работы.

Надо сказать, что одно из важных условий в нашей работе — это гибкость. Личностно ориентированный подход к составлению индивидуальной коррекционной программы позволяет сделать в ней изменения, скорректировать ее в интересах ребенка, с учетом конкретной ситуации (медицинского диагноза,  уровня сформированности учебных навыков, познавательных процессов), определяющей его актуальные потребности. Такая программа позволяет оказывать помощь каждому ребенку и подростку индивидуально, с использованием наиболее примлемых педагогических технологий, например, песко-аква-сказкотерапии, арттерапии, нейропсихологической программы диагностики и коррекции (А.Семенович), методики доктора В.Бубновского.

Наш кабинет постоянно поддерживает связь с организациями  образования, здравоохранения, соцзащиты, с общественными организациями, совместно проводим различные тренинги, коучинги, индивидуальные и групповые консультации, Дни открытых дверей, семинары с педагогами по самым различным темам инклюзии и специального образования.

Еще одна из немаловажных задач кабинета психолого-педагогической коррекции — оказание методической помощи по сопровождению детей с ограниченными возможностями, разъяснение сути инклюзивного образования родителям здоровых детей и детей с инвалидностью, воспитание толерантности в обычных, здоровых учениках общеобразовательных школ. Для этого в школах и детских садах мы проводим семинары, круглые столы с родителями и педагогами.

Да, мы не занимаемся по образовательным  программам, а оказываем коррекционные услуги: логопедические, дефектологические, психологические, развитие движений. Но наши дети на занятиях, воспитательных мероприятиях получают важные жизненные навыки, необходимые каждому. Ведь для ребенка с инвалидностью (впрочем, и для любого иного тоже) главное — это уверенность в себе, умение общаться с другими людьми.

Кстати, налаживанию контакта между детьми, их обучению и адаптации прекрасно способствуют альтернативные занятиям формы работы: спортивные соревнования, различные конкурсы, веселые спортивные эстафеты, концерты, конкурсы и выставки рисунков и поделок.

Опыт показывает, что наши дети намного легче адаптируются к условиям школы, они более общительны и успешны в обучении, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичными выступлениями.

В заключение хочется привести фразу, которая отражает самую главную цель нашей работы: «Спасение одного ребенка не изменит мир. Но мир, несомненно, изменится для этого одного ребенка…»

Сауле Саденова,
заведующая  КППК№7 г.Державинска.

Жаркаинский район.

 

Читайте также