Учитель должен учить

Имя учителя биологии КГУ «Школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева г. Степногорска Александра Кинцеля хорошо знакомо не только казахстанской педагогической общественности, но и в странах ближнего зарубежья.

Лауреат Республиканского конкурса «Учитель года Казахстана-2005», «Лучший педагог-2017», участник проекта «100 лиц Казахстана»,  педагогических форумов и научных конференций…

Он был делегатом и  прошедшего в Астане в начале октября VII съезда учителей и работников образования государств-участников СНГ «Образование Содружества Независимых Государств в новой реальности и трансформация   образовательного процесса в постпандемийный период».

– Александр Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о съезде…

– Прежде всего, хочу отметить его деловой, рабочий характер. Девять тематических секций, диалоговые площадки, II Фестиваль педагогического мастерства, на котором финалисты демонстрировали конкурсные уроки, мастер-классы…

Огромный интерес наших коллег из стран СНГ вызвало выступление Министра просвещения РК Асхата Аймагамбетова. Он говорил об изменениях в образовательных программах, результатах различных исследований образовательного процесса, проводимых в нашей стране, дальнейших планах…

Одной из центральных тем, обсуждаемых на съезде, стала цифровая трансформация школьного образования. В какой бы стране ни работали наши коллеги, все едины в том, что будущее – за цифровым образованием. А значит, педагог должен владеть компьютерными технологиями лучше современных школьников. Ну, в крайнем случае, – хотя бы на одном уровне с ними.

Представителям нашей страны было о чем рассказать и что показать:  используемые у нас образовательные платформы, возможности Microsoft Teams.

Я принимал участие в диалоговой площадке «Новые подходы к развитию читательской грамотности в эпоху цифровизации». Речь, в частности, шла о том, как сегодня изменяется содержание самого понятия «читательская грамотность». Раньше оно часто сводилось к объему учебной или иной литературы, прочитанной школьником. Но гораздо вернее понимать под читательской грамотностью умение анализировать прочитанный текст, использовать в повседневной жизни полученные знания.

Ведь современные школьники читают не меньше, чем раньше. Но читают они ту литературу, что нравится им. Многие из участников нашей диалоговой площадки говорили о необходимости изменения учебных программ по языковым предметам с учетом запросов современной молодежи. Конечно, столь серьезный шаг должен основываться на результатах научных исследований.

Времени для кулуарного общения было немного, но в короткие перерывы мы знакомились с участниками, обменивались контактами, впечатлениями.

Не могу не сказать, что когда  слышишь от зарубежных коллег высокие оценки новаций, внедренных в казахстанскую систему образования, то и сам начинаешь забывать о том, какие трудности пришлось преодолеть, пока их освоил… Как-то лучше и полнее понимаешь, что все это не зря, иначе сейчас просто нельзя.

– Но людей, которые считают, что советская система образования была лучшей и многие наши проблемы решатся, если мы к ней вернемся, по-прежнему очень много.

Она действительно давала фундаментальные знания. Но функциональная грамотность при этом высокой отнюдь не была. Так что реформы (все ли из них удачны – это другой вопрос) были и остаются неизбежными и востребованными. В стремительно изменяющемся мире система образования не может не изменяться.

В различных международных конференциях я участвую нередко. И могу с уверенностью, сказать, что изменения, произошедшие в казахстанской системе образования за годы независимого развития, отвечают современным вызовам.

И еще. Далеко не каждая страна на постсоветским пространстве уделяет столько внимания, средств этой важнейшей сфере развития общества.

Содержание школьных программ изменилось, если не кардинально, то  очень существенно. Новое всегда вызывает определенное непонимание, бывает, что и отторжение. В том числе, учительской и родительской общественности.

Важно, что  изменения происходят и сейчас с учетом мнения педагогов, возрастных особенностей, запросами рынка труда.

Изменился подход к получению знаний учениками. Больший упор делается на развитие критического мышления, читательской, функциональной грамотности. Ученик не просто должен усвоить и пассивно воспроизвести полученную им информацию. Он должен уметь ее переработать, проанализировать, применить в реальной жизни.

Иным стал порядок оценивания. От привычной всем пятибалльной шкалы мы перешли к формативному оцениванию на уроках и суммативному оцениванию за раздел и за четверть. Ученики знают, за что именно они получили тот или иной балл.

Практически ушли в прошлое бумажные журналы. Электронный журнал «Күнделік» позволяет каждому родителю в любое время проконтролировать успеваемость ребенка, своевременно увидеть имеющиеся проблемы и помочь в их решении.

Большое внимание уделяется групповой работе. На самом деле не так легко научиться работать в группе, быть ее лидером, обосновать свою точку зрения, уметь выслушать других, принять мнение своих сверстников…

Конечно же, чтобы внедрять новые технологии, каждому учителю надо работать над собой. Ежедневно и ежечасно.

Педагогические технологии не стоят на месте. Пандемия, с которой столкнулась и система образования, явно показала недостаточность владения педагогами цифровыми технологиями. В кратчайшие сроки были разработаны учебные платформы, например, BilimLand, а затем и Online Mektep. Педагоги научились работать на платформе Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom, проверять работы в гугл-формах и т.п. Конечно же, не у всех и не всегда это получалось. Но, главное, мы справились и с этой формой работы. Необходимо отметить, что и ученикам, и учителям при необходимости были выданы ноутбуки.

В любой аудитории я говорю о том, что руководство страны  уделяет большое внимание педагогическим кадрам. Повышен проходной балл при поступлении на педагогические специальности, принят Закон «О статусе педагога», повышается заработная плата учителей. С января 2023 года заработная плата будет повышена еще на 25 %. Вместе с тем, изменены и правила присвоения категорий, введена доплата за педмастерство. Например, педагог-мастер получает 50% надбавку к должностному окладу.

В Казахстане изменяется и порядок деятельности руководителей организаций образования. Определены четкие критерии ротации первых руководителей, введена обязательная аттестация директоров и их заместителей не реже одного раза в три года. В случае отрицательного решения аттестационной комиссии директор может быть уволен. Такие нововведения носят стимулирующий характер для эффективных руководителей школ. Государство реформирует систему, чтобы школами руководили опытные, сильные педагоги.

С 2022 года внедрена новая система приема педагогов в школу. Действовавшая ранее система носила непрозрачный характер и создавала коррупционные риски.  Сейчас руководитель школы не может единолично принимать педагогов на работу. Решение принимается коллегиально, конкурсные процедуры автоматизированы.

После принятия Закона «О статусе педагога» изменяется и отношение к учителю. Такие формы работы, несвойственные педагогу, как перепись населения, субботники, всевозможные отчеты, – уходят в прошлое. Учитель должен учить. И делать это хорошо, профессионально. Своим примером, высокой гражданской ответственностью воспитывать  граждан, патриотов нашей страны.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также