Цифровизация государственных услуг – упрощение налоговых процедур и профилактика коррупции

Наш корреспондент встретился с заместителем руководителя Департамента государственных доходов по Акмолинской области Асем Шакировой.

– Асем Амангельдықызы, сегодня все государственные органы и частные предприятия вовлечены в цифровизацию. Многое делается и сделано, каковы итоги цифровизации на сегодняшний день в Вашей структуре, что сделано органами госдоходов?

– Цифровизация сферы оказания государственных услуг является одним из ключевых направлений стратегии органов госдоходов. Работа по переводу государственных услуг в цифровой формат направлена на повышение уровня удовлетворенности населения качеством оказания государственных услуг.

На сегодняшний день в сфере цифровизации почти 90% государственных услуг, оказываемых органами госдоходов, автоматизированы. Это значит, что гражданин имеет возможность не приходить к государственному служащему, а получать услуги через интернет, исключая человеческий фактор.

В настоящее время органами госдоходов физическим и юридическим лицам оказываются 44 государственные услуги.

В электронном виде – 27 услуг налогового и 17 услуг таможенного направления. Налоговое администрирование и контроль переведены на автоматический режим.

Также налогоплательщики предоставляют налоговую отчетность через «Кабинет налогоплательщика».

С внедрением информационной системы «Астана-1» 100% таможенных деклараций предоставляются дистанционно, тем самым исключен человеческий фактор и отсутствуют коррупционные риски.

– Есть ли статистика, сколько было оказано услуг с начала года?

– С начала года Департаментом государственных доходов оказано более 570 тыс. услуг, из которых 99,6% – в электронном виде.

– Какие цифровые сервисы имеют органы государственных доходов?

– Комитетом государственных доходов на постоянной основе проводится работа для упрощения процедур исполнения налоговых обязательств и совершенствования администрирования, в том числе с использованием цифровых технологий, так, разработаны мобильные приложения «Е-SalyqАзамат», «E-SalyqBusiness», это бесплатные мобильные приложения, которые упростили ряд налоговых процедур.

– Судя по названию «Esalyq Azamat» – это платформа для граждан, а ESalyq Business» – для бизнесменов?

– «E-salyq Azamat» – это мобильное приложение, выполняющее функции электронного налогового кошелька. Данная программа разработана с целью информирования граждан об обязательных платежах в бюджет и предоставления возможности их оплатить. До появления «E-salyq Azamat» налогоплательщикам для погашения задолженности приходилось посещать отделения банков, простаивать в очередях, выплачивать банку вознаграждение за проведенную платежную операцию, искать реквизиты и коды. Налоговый кошелек избавил субъектов налогообложения от этих хлопот, так как благодаря ему все это делается автоматически.

– Какие еще сервисы включает «Esalyq Azamat», кроме оплаты налогов?

– В функции данного мобильного приложения входит онлайн-пополнение, авто-зачет и доступ к просмотру имеющихся объектов налогообложения. Благодаря «E-salyq Azamat» теперь нет необходимости посещать органы государственных доходов для исправления сведений о них. Теперь это можно сделать онлайн.

Наряду с этим, электронный налоговый кошелек содержит сервис «Оплата труда работника», который предоставляет доступ к информации о суммах начисленного индивидуального подоходного налога, позволяет получить сведения о пенсионных взносах, обязательных социальных отчислениях и перечислениях в рамках медицинского страхования.

Функция приложения, предназначенная для предстоящих платежей физических лиц и индивидуальных предпринимателей, отражает данные по следующей оплате в бюджет и тем самым предотвращает просрочку по налогам. Помимо этого, в «E-salyqAzamat» предусмотрены опции «Поиск налогоплательщиков» и «Поиск неблагонадежных налогоплательщиков», позволяющие проверить постановку лица на налоговый учет, статус лжепредприятия, а также факт признания государственной регистрации в качестве налогоплательщика недействительной.

Мобильное приложение «E-salyq Azamat» можно бесплатно скачать в магазинах приложений App Store и Google Play, а авторизоваться в нем можно посредством ЭЦП, sms-пароля (если вы зарегистрированы в Базе мобильных граждан), а также ИИН и пароля.

Кроме того, с помощью «E-salyq Azamat» можно предоставить налоговую отчетность по следующим формам:

Декларацию об активах и обязательствах 250.00 формы;

Декларацию о доходах и имуществе 270.00 формы;

Декларацию по индивидуальному подоходному налогу 240.00 формы;

Декларацию по земельному налогу и налогу на имущество 700.00 формы.

– Сколько граждан области пользуются данным приложением, у вас наверняка есть статистика?

– На сегодняшний день количество пользователей «Налогового кошелька» по области составляет более 80 тысяч.

Я думаю, бизнесменам будет интересно узнать о мобильном приложении «ESalyq Business»…

– Мобильное приложение «E-Salyq Business» – это бесплатное приложение, которое можно скачать в App Store, Play Market и AppGallery. Данное мобильное приложение упростило ряд налоговых процедур.

Функционал мобильного приложения позволяет:

1) зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

2) выдать чек мобильного приложения (альтернатива чеков контрольно-кассовых машин);

3) учитывать доходы индивидуального предпринимателя (на основании чеков приложения);

4) рассчитать налоги и социальные платежи (пенсионные взносы, медицинское страхование, социальные отчисления);

5) вести учет наемных работников и их доходов;

6) сдать упрощенную декларацию (налоговая отчетность по форме 910.00);

7) закрыть деятельность индивидуального предпринимателя в упрощенном порядке.

Все эти процедуры предприниматель может проделать самостоятельно, не приходя в налоговый орган.

Кроме того, в мобильном приложении «E-Salyq Business» реализуются удобные сервисы, с помощью которых можно будет получить уведомления налогового органа, оплатить одним платежным документом сразу несколько налогов, проводить зачеты и возвраты ошибочно или излишне уплаченных сумм налогов.

Также можно получить различные справки: о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о доходах индивидуального предпринимателя, о доходах работников. Все они предназначены для предъявления по месту требования.

Таким образом, в данном мобильном приложении предусматривается поэтапная реализация всего жизненного цикла налогообложения индивидуального предпринимателя.

– В наш цифровой век многие госорганы стали размещать актуальную информацию в социальных сетях. Как органами госдоходов осуществляется информирование и консультирование граждан по налоговым и таможенным вопросам?

– Консультации по вопросам оказания государственных услуг, налоговым и таможенным вопросам можно получить, позвонив по единому контакт-номеру 1414. Для оперативной помощи населению, разъяснения налоговых и таможенных вопросов, улучшению информированности населения и получения обратной связи, Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан создан чат-бот в Telegram.

– Асем Амангельдықызы, расскажите об этом чат-боте поподробнее.

– @SalyqBot – цифровой налоговый консультант, разработан на казахском и русском языках и обладает очень полезными функциями:

– позволяет мгновенно выдавать пользователю сведения о наличии либо отсутствии налоговой задолженности;

– помогает налогоплательщикам самостоятельно исчислять налог на транспортные средства и пеню;

– позволяет узнать необходимую справочную информацию, пользоваться налоговым календарем;

– умеет рассылать полезные новости и уведомления в зависимости от интереса пользователя физического или юридического лица;

– ознакомит пользователей с видеоуроками и видеоинструкциями об актуальных темах и вопросах, касающихся органов госдоходов;

– юридическим лицам позволяет узнать об уплаченных суммах.

Чат-бот обладает базой знаний, разработанной на основе обращений, поступающих в Контакт-центр Комитета государственных доходов, что позволяет пользователю мгновенно получить ответы на часто задаваемые вопросы по налоговому и таможенному законодательству, без участия оператора.

Пользуясь цифровым налоговым консультантом @SalyqBot, граждане экономят свое время, не посещая налоговый орган.

– В связи с внедрением цифровизации, каковы результаты деятельности Департамента государственных доходов по Акмолинской области?

– Динамика последних лет показывает, что влияние цифровизации на фискальное администрирование усиливается. В целом, исполнение плановых показателей обеспечивается за счет дополнительных поступлений, в основном за счет совершенствования налогово-таможенного администрирования и цифровизации.

Так, план по налоговым поступлениям в государственный бюджет за 9 месяцев текущего года исполнен на 103,5%. При плане 232,6 млрд. тенге поступило 240,7 млрд. тенге с перевыполнением на 8,1 млрд. тенге.

– Спасибо за интервью.

Андрей ПЕТРОВ.

Читайте также