«В обществе уже долгое время поднимается вопрос о криминализации насилия в семейно-бытовой сфере.
Правоохранительные органы сомневаются в необходимости данного шага, поскольку считают, что он приведет к снижению выявляемости таких правонарушений. В этом есть доля истины. Однако, как бы то ни было, нам нельзя закрывать глаза на многочисленные случаи семейно-бытового насилия.
Безнаказанность дебоширов развязывает им руки, фактически оставляет их жертв беззащитными. Считаю, что пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния».
Мы знаем, что в Посланиях Президента всегда речь идет о наиболее острых вопросах, стратегических путях их решения. И сам факт того, что в нынешнем обращении к народу домашнему насилию уделено так много внимания, свидетельствует и об актуальности проблемы, и о том, что подход к ее решению должен быть особым: «Нельзя, чтобы пострадавшие от семейно-бытового насилия боялись осуждения общества или давления с чьей-либо стороны. Для этого полицейские должны очень деликатно работать с ними, принимая все необходимые меры».
Об этом, в частности, шла речь на прошедшем на площадке РСК брифинге «О принимаемых мерах по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений в семейно-бытовой сфере».
Заместитель начальника управления местной полицейской службы областного департамента полиции Ерболат Хусаинов привел следующие данные.
В сорока зарегистрированных в этом году уголовных правонарушениях в быту потерпевшими оказались 22 женщины, одна из них убита. Число зарегистрированных случаев домашнего насилия, влекущих административную ответственность, снизилось на 7%: с 1435 до 1334. В их структуре на 4% увеличилось число умышленных причинений легкого вреда здоровью. В этих случаях правонарушитель либо получает предупреждение, либо арест до пяти суток.
Число побоев, нанесенных в семьях, осталось на уровне прошлого года — 248. За этот вид правонарушений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 МРП, либо административный арест до 10 суток. За противоправные действия в быту привлечено к административной ответственности 538 граждан. Все они получили предупреждение или административный арест до 5 суток.
— Практика показывает, что эти правонарушения становятся предпосылкой
для совершения более тяжких преступлений, — подчеркивал Ерболат Хусаинов.
В этом году вынесено 2 342 защитных предписания, по ходатайствам органов полиции судами установлено 484 особых требований к правонарушителям.
Общим для большей части из них является «систематическое злоупотребление алкоголем в быту».
— Я живу в обычном многоквартирном доме. И лично знаю четырех «кухонных боксеров», — делился Ерболат Зияфиддинович.
Думается, что этот дом в областном центре исключением не является. Если количество многоквартирных домов умножить пусть даже не на четыре, а на 2-3, да прибавить сюда часть домов частных (не только в городах, но и селах), то станет очевидным, что к ответственности привлекают далеко не всех домашних дебоширов.
Сделать это можно только по заявлению потерпевшей стороны. Позвонить в полицию могут, конечно, соседи, родственники… Но нередко приехавшим на вызов полицейским женщина с явными следами побоев говорит: «Все в порядке. Сама упала, ударилась».
Что касается защитных предписаний, то они выносятся также по инициативе потерпевшей стороны. Выдаются они только после заявления о противоправных действиях члена семьи.
В этом году вынесено 2 342 защитных предписания, по ходатайствам органов полиции судами установлено 484 особых требования к правонарушителям.
Как часто предписание «не приближаться, не оскорблять…» нарушается? Ответ на этот вопрос дать не может никто, не будет же женщина звонить в полицию после каждого нецензурного слова. По словам Ерболата Хусаинова, польза защитных предписаний в большей степени в том, что они дают право работникам полиции войти в дом в любое время, без вызова и заявления. Это дисциплинирует дебошира. Но ни одно предписание не действует вечно.
За нарушение вынесенных предписаний к административной ответственности привлечено 170 человек, 297 — за неисполнение требований суда, наложенных особыми требованиями к поведению. Как правило, они включают запрет на употребление алкоголя.
— Органы полиции в одиночку проблему домашнего насилия не решат, — подчеркивает Ерболат Зияфиддинович. — Нужна помощь гражданского общества, людей неравнодушных.
Сегодня по всей республике работают кризисные центры, где женщины вместе с детьми могут жить какое-то время, получить психологическую, юридическую помощь. Да просто, как говорится, дух перевести.
В нашей области созданы девять таких центров. С начала года в них оказана помощь 300 жертвам бытового насилия: 72 женщины и 228 детей.
Качество и эффективность этой помощи — тема отдельного, большого разговора. Но в любом случае, пребывать в таких центрах пострадавшие от домашнего насилия могут не более полугода. А потом? Социального жилья, как в европейских странах, или рабочих общежитий советского образца у нас нет. Вновь возвращаться к мужу-тирану?
«Работать не только с жертвой, но и дебоширом», — таков принцип деятельности созданных в управлении, в отделах местной полицейской службы подразделений по защите женщин от насилия.
Чаще всего беседами, увещеваниями эффекта не добьешься. В этом году на принудительное лечение от алкоголизма отправлено 343 человека, 200 из них помещены в областную наркологическую больницу. Участковые инспекторы полиции пытаются устроить их на работу. Но закона о тунеядстве сейчас нет. Работа перешла в разряд права, а не обязанности.
Даже приведенные в этом материале данные позволяют делать вывод о том, какая колоссальная работа по снижению бытового насилия уже проводится в нашей стране.
И тем не менее, острота проблемы не снижается. Очевидно, что нужны меры системные. Тем более, что результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что «Основные причины насилия в семье (52%) — социально-экономические проблемы». Стереотипные установки и убеждения (22,3%) свою роль, конечно, играют. Но думается, что в наших северных регионах незначительную.
Не так давно на рассмотрение Парламента были предложены поправки в некоторые законы РК, в Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье» (КоБС). По замыслу разработчиков, они должны поставить работу по противодействию домашнему насилию но более высокий, системный уровень.
В них, главным образом, речь идет о мерах общей профилактики: аналитике, мониторинге, информационно-разъяснительной, воспитательной работе, оказании специальных социальных услуг потерпевшим…
Обоснована необходимость внесения в КоБС положений о компетенции государственных органов в сфере государственной семейной политики. «Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной семейной политики и организует их осуществление; 2) принимает меры, направленные на реализацию государственной семейной политики…». Местные исполнительные органы оказывают социальную помощь с целью реализации государственной политики.
В качестве одного из ключевых механизмов реализации государственной семейной политики предлагается создание на местном уровне центров поддержки семьи, в том числе для оказания услуг многодетным семьям…
Ряд изменений предложено внести и в действующий сейчас Закон РК «О профилактике бытового насилия».
Законопроект об предлагаемых изменениях находится в открытом доступе, ознакомиться с ним, выразить свое отношение может каждый. Знать закон, действовать в соответствии с ним нужно и важно. Не менее важно — протянуть руку помощи, не пройти мимо двери квартиры, из-за которой взывают о спасении.