Быть слугой народа…

Многие знают Малика Габдуллина как  Героя Советского Союза. То есть, как человека мужественного, храброго. А ведь он был также и академиком, писателем, общественным деятелем. Сегодня я бы хотела рассказать читателям о его человеческих качествах, делавших его особенным как в военное, так и в мирное время.

Малик Габдуллин родился 15 ноября 1915 года в большой семье. У него было 10 братьев и сестер. Габдолла Елемесов, отец Малика Габдуллина, для своего времени был грамотным человеком среди аульских жителей, грамоте обучил и сына, а также по просьбе солдатских жен помогал им вести переписку с фронтовиками. Многое он перенял и от матери Алии Оспанкызы. С малых лет Малик Габдуллин рос добрым и отзывчивым. Будучи единственным ребенком в семье (его братья и сестра погибли во время великого джута 30-х годов), он уже в детстве понимал, что он – единственная опора для своих родителей.

В августе 1929 года аул переехал с летнего пастбища Коскель в Кокше (ныне село Койсалган). В то время люди жили в юртах. Однажды днем разразился сильный ураган и разрушил многие юрты, в том числе и юрту Габдоллы Елемесова. Женщины и дети плакали: страшным был этот удар природы. Алия, мама Малика Габдуллина, тоже расстроилась. Тогда 13-летний Малик подошел к матери и, поцеловав ее в лоб, сказал: «Айя, (Малик ласково называл ее Айя, вместо Алия) почему ты плачешь? Не плачь. Не только наша юрта рухнула. Пока я жив, у нас все будет». Алия Оспанкызы вытерла слезы и сказала: «Мой, сынок, единственный, благодарю тебя за поддержку». Она обняла его, поцеловала в щеку.

Мать с большой надеждой смотрела на сына, как на взрослого. Была очень довольна его умными речами, весомыми и вдумчивыми словами, которые он произносил медленно и спокойно посреди обрушенной юрты. «Единственный, опора моя,  утешение мое!» – мать тепло обняла своего сына, сказав, что он, как дуб, может выдержать любой ураган. «Главное, чтобы ты был здоров, а с твоей помощью  мы быстро поднимем хозяйство на ноги», – с надеждой сказала она.

Маленький Малик, еще не знавший, что его ждет впереди, старался сделать все, чтобы исполнить обещание, данное маме. Он понимал: для этого нужно усердно учиться и трудиться.

С сентября  1924 года по июнь 1929 года М.Габдуллин учится в школе аула Кулет. Каждый день маленькому Малику приходилось преодолевать 3-4 км до школы и обратно. Окончив начальную школу с отличием, Малик Габдуллин стал работать писарем в аульном совете. Любознательному мальчику мало было знаний, полученных в сельской школе. Поэтому он решает продолжить учебу в Кокшетау. Вот как это описывает Дмитрий Снегин в своем произведении «Наш Малик»: «…Но печальна мать, несговорчив отец.

– Ученье требует сил, а ты болезненный и ростом с тушканчика.

И бабушка не поддержала на этот раз:

– Чему надо было, ты научился. Помогай отцу, из последних сил бьется, нужда одолела. Секретарь аулсовета Сапа Сарсекеев возьмет тебя писарем, ты так красиво пишешь. Потом сам станешь секретарем. Или милиционером.

Конечно, заманчиво стать милиционером. Одна форма чего стоит. А положение? Милиционера в степи уважают, а те, у кого совесть не чиста, побаиваются. Но учитель рассказывал, что скоро в кокчетавские степи придет удивительная жизнь. Надо будет строить железную дорогу, угольные шахты, большие многоэтажные здания. И еще говорил учитель: для строительства новой жизни потребуется много докторов, учителей, ветеринаров…. Усердно выписывая в сельсовете аульчанам справки о пегих и саврасых конях, Малик не забывал об этих словах своего первого учителя и, как мог, продолжал самостоятельно учиться.

Неожиданно его сообщником стал дедушка (дядя) Утежан. Слыл он по аулу грамотеем и первым выписал газету «Бостандық Туы» («Знамя Свободы»). Вместе они читали эту газету, живо обсуждали новости, обо всем рассказывали народу.

В одной газете (шел май двадцать девятого года) Малик прочитал объявление: Петропавловский педагогический техникум производит прием студентов на подготовительное отделение… Вот то, что он ждал, что искал все эти годы! Он едет. Жизнь в ауле и в семье налаживалась и теперь ничто не загородит ему дорогу в большой город, в большую жизнь. Дед сказал:

– Поезжай… Вот на какие деньги только. – И посоветовал:

– Иди к бабушке, она у нас мудрая, найдет, как помочь. Но Мадиян ахнула:

– Один? В город? И рубашка на тебе рваная…

– Не могу больше, помоги, бабушка.

– Ведь на край света.

– Доберусь.

И мудрая бабушка Мадиян поняла: не может внук без учения, у него за этим желанием скрыта большая мечта, большая надежда– стать полезным человеком для своего народа. Не поддержи внука — и может погаснуть в нем эта мечта, и не станет он хорошим грамотным человеком, которые так нужны степи по теперешним временам. Втайне от родителей она собрала Малика в дорогу, помогла вскарабкаться на старую, единственную в семье Елемесовых лошаденку и, тая в добрых глазах слезу, благословила.

Малик поскакал по накатанному проселку, который должен был привезти его в большой город. Скакал, пока не закатилось солнце. Взобравшись на высокую сопку, откуда открывались необозримые дали, он сошел с коня, расправил ему челку.

– Возвращайся домой, а то отец подумает, что тебя угнали конокрады и с горя захворает. – (Он не раз слышал, как говорил отец: «Случись что с нашим Серко и обезножим мы, пропадем»). Послушный Серко потрусил в аул, а он пошел дальше – в город. Шел и когда погас закат, и когда наступила ночь. Где-то рядом голодно подвывали волки. Добрые люди, вставшие на ночь табором возле степной речушки, пригрели и накормили его у своего костра, помогли добраться до Кокчетава. И не только помогли добраться, а и посоветовали – куда надо обратиться. Еще не взошло солнце, а Малик был в Уездном отделе народного образования. Когда пришел заведующий, он показал ему вырезку из газеты. Прочел заведующий объявление, вздохнул:

– Опоздал, джигит: сколько надо было, отправили в Петропавловск неделю назад.

– А я как?

– А ты домой. На будущий год не опаздывай.

– Я теперь хочу учиться!

И настоял на своем. Его приняли в Кокчетавскую школу-коммуну, в четвертый класс. Здесь его и разыскал встревоженный отец. Не стал ругать, только и сказал:

– Ну, учись… И за меня, и за мать, и за дедов темных своих. Расставаясь с отцом, Малик впервые почувствовал, что стоит на пороге большого, неведомого мира. Все, что было там, в ауле, уходило в прошлое. Радостная, многообещающая новь вторгалась в его жизнь, в жизнь степи. Малик еще не знал, кем он будет, но то, что надо готовить себя к этой нови, он знал твердо. И учился – жадно, глубоко».

Но мечтам Малика о новом доме для своей мамы так и не суждено было свершиться. Великий джут 30-х годов унес жизни братьев и сестер, а также горячо любимой мамы.

…Вспоминая свою маму, М.Габдуллин пишет:

«Я очень любил свою маму. Это была высокого роста, белоликая, красивая женщина. Мою маму звали Алия, но я по-детски нежно назвал ее Айя. В семье нас было 10 детей. Остались в живых в Кокшетау отец мой, и я в Алматы. В мае 1932 года я получил из дому письмо с горестной вестью, где сообщили мне, что моей мамы не стало. Я долго плакал. И сейчас, когда вспоминаю о ней, сердце сжимается болью. Я не смог похоронить свою маму, бросить на ее могилу горсть земли…».

Он через всю  свою жизнь пронес тоску по матери и горечь от того, что при ее жизни он не смог осуществить мечту о новом доме. Она сбылась только в 1943 году. В январе 1943-го Малик Габдуллин получил самое высокое звание в годы Великой Отечественной войны – Герой Советского Союза — и по приглашению ЦК Компартии Казахстана приехал в родной аул в краткосрочный отпуск. Отец Габдолла Елемесов установил возле своего дома белоснежную юрту для встречи гостей. Малика Габдуллина встречали все жители аула, приехало и руководство области. И вот тогда, увидев маленький домик родителей Малика, в знак благодарности за воспитание достойного сына руководители приняли решение построить большой деревянный дом для его отца…

…Когда началась война, Малик Габдуллин не мог оставаться в стороне и 15 июля 1941 года ушел добровольцем на фронт. Несмотря на лишения и невзгоды, опасности, подстерегающие на каждом шагу, сердце Малика Габдуллина не зачерствело, он оставался таким же отзывчивым, добрым, справедливым. Одним из доказательств его врожденного чувства справедливости является следующая история.

Не все знают, что именно Малик Габдуллин сыграл важную роль в присвоении звания Героя Советского Союза отважной дочери казахского народа Маншук Маметовой.

Бой 15 октября 1943 года на окраинах Невеля вышел весьма тяжелым. Немцы упорно сопротивлялись, но, закрепившись на выгодной позиции, расчет отважной пулеметчицы срывал контратаки врага на своем участке. Немцы все же накрыли позицию наших пулеметчиков минометным огнем, в результате которого в живых Маншук осталась одна. Она поочередно стреляла из трех пулеметов, чтобы контролировать все направления наступления. В этом бою Маншук была тяжело ранена в голову и погибла, уничтожив перед смертью свыше 70 немецких солдат и офицеров. О героической гибели девушки Малик Габдуллин узнает из фронтовых газет, работая начальником группы редакторов-переводчиков по изданию литературы на языках бойцов нерусских национальностей отдела агитации Главполитуправления Наркомата Обороны СССР.

М.Габдуллин тут же отправляется в Невель. Узнав, что Маншук представляют к ордену второй степени, он выразил свое недовольство: «Сколько километров от Москвы до Алма-Аты, скажите мне?» Кто-то ответил, что 4800 км, а кто-то – что 5000 км. «Ладно! Пусть будет хоть 4000 километров. Разве героизмом не считается то, что хрупкая маленькая девушка, которой даже нет 20 лет, взяв в руки автомат, пошла защищать Москву, свою Родину? Сейчас же заново соберите все ее документы. Я сам пойду к первому секретарю Центрального Комитета Комсомола Михайлову, или зайду к Калинину, давшему звание мне! Даже к Ворошилову пойду! Если из этого ничего не выйдет, то отдам свою Звезду ей!» Так, при участии Малика Габдуллина за этот подвиг 1 марта 1944 года старшему сержанту Маншук Жиенгалиевне Маметовой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

…После окончания войны Малику Габдуллину было предложено продолжить работу  в военной сфере на высоких должностях, но он выбрал научную деятельность. С 1951 по 1963 годы работает директором КазПИ им.Абая. Любимым занятием М.Габдуллина была игра в шахматы. Будучи директором КазПИ имени Абая, он нередко приходил в общежитие к своим студентам и устраивал шахматные турниры. Нередко после ухода М.Габдуллина студенты находили под шахматной доской деньги, оставленные им: не секрет, что студентам жилось тогда нелегко… Директор и преподаватель М.Габдуллин уделял много внимания студентам, их проблемам, помогал решить бытовые вопросы. Малик Габдоллович был для них и наставником, и другом.

Как-то ученый Турсынбек Какишев, акыны Музафар Алимбаев, Улугбек Есдаулетов втроем отправились в командировку в совхоз «Буран» Маркакольского района Восточно-Казахстанской области.

Поэт Музафар Алимбаев всю дорогу рассказывал про Кумаша Нургалиева – «народного учителя СССР». Оказалось, что он ветеран войны, инвалид без двух ног, левой руки без запястья. Кумаш Нургалиевич выглядел как незабываемый на всю жизнь памятник Великой Отечественной войне.

— Земля полна добра. Немало людей с большим сердцем. Я бы не достиг своей сегодняшней высоты если бы не помощь Малика Габдуллина.–вспоминает Кумаш Нургалиев.

На войну Кумаш Нургалиев пошел с восьмиклассным образованием. После тяжелого ранения и возвращения на Родину, будучи учителем, директором школы, они с супругой Канипой заочно учились в КазПИ имени Абая. В 1955 году, когда он готовился к сдаче государственного экзамена, сотрудники деканата сказали: «На вас поступило заявление из районной прокуратуры. На сдачу госэкзамена вам нет разрешения».

Кумаш огорчился. На него, потерявшего на войне две ноги и руку, подали заявление? Чем он провинился? Что делать? Разве годы, потраченные на заочное обучение, были напрасны? Нет, это все было не зря!

С огромной надеждой обратился он к тогдашнему директору КазПИ имени Абая Малику Габдуллину. Малик Габдуллович, сам участник войны, всегда оказывал помощь ветеранам. Он обратился к прокурору республики  Набатову с просьбой внимательно изучить обстоятельства дела Нургалиева и добился справедливости. Разобравшись в деле, прокурор лично направил в прокуратуру Маркакольского района специальное письмо с просьбой больше не обсуждать этот вопрос…

Малик Габдуллин писал: «Самое сокровенное, самое возвышенное, самое чистое дело – это быть слугой своего народа». И он в самом деле был таким, скромным и искренним, открытым и отзывчивым. Хочу остановиться еще на одном эпизоде. Как-то группа студентов из Кокчетава, окончивших первый курс, собрались выехать домой. Отправились на вокзал, но оказалось, невозможно купить билет ни на этот день, ни на ближайшие. Тогда студенты обратились к Малику Габдуллину, который в это время работал в Академии наук КазССР.

– Вы ведь мои избиратели. Я не имею права не исполнить ваши пожелания, – мягко сказал он. В то время Малик Габдуллин был депутатом Верховного Совета СССР, избранным трудящимися Кокчетавской области. Он вместе со студентами выехал на вокзал и купил для них билеты на поезд, который отправлялся в тот же день…

Он всегда заботливо следил за подрастающей молодежью. Особенно большое внимание уделял подготовке новых кадров науки. Руководя вузом, старался помочь молодежи, ставшей на путь науки. Помогал в написании диссертации Р.Нургалиеву, был официальным оппонентом докторской диссертации С.Кирабаева.

Бахтияр Сманов, доктор педагогических наук, профессор, так вспоминает своего учителя: «… Герой Советского Союза, писатель, ученый, академик Академии педагогических наук СССР, профессор Малик Габдуллин и при жизни был легендой в устах народа, и сейчас его имя в народе произносят с глубоким почтением. Видные деятели литературы, культуры, науки в своих трудах всесторонне раскрыли образ легендарного героя. Так, например, известный советский писатель Борис Полевой, академики Юрий Соколов, Митрофан Сильченко, Нина Смирнова, народные поэты Жамбыл Жабаев, Нурпеис Байганин, Доскей Алимбаев, Шашубай Кошкарбаев, Галым Малдыбаев, Иса Байзаков, Каип Айнабеков, Калка Жапсарбаев и многие другие посвятили свои научные изыскания и литературные творения этой теме».

Сколько бы лет не прошло, то добро, которое он сделал, не забыто и вдохновляет на добрые дела.

А.К. Амиржанова,
научный сотрудник музея М.Габдуллина.

Читайте также