Как связать кино и педагогику

До того, как завуч по воспитательной работе и преподаватель истории общеобразовательной школы села Петровка Зарина Ищанова решилась защитить собственный проект «Роль кино в изучении истории и воспитании будущего поколения. Кинопедагогика», на областном уровне о ней и ее трудах практически никто не слышал… Зато спустя 5 лет творческой, кропотливой работы, весной этого года она стала обладательницей авторского права.

– Нет, особой мечты стать учителем не было, – честно признается героиня нашей публикации. – Я в школе всегда очень быстро говорила, поэтому мне пророчили адвокатуру. По гранту прошла в ЕНУ им. Гумилева только на исторический факультет. Окончила вуз с красным дипломом, но и тогда особой любви к предмету не ощутила. Она пришла, но позже… в магистратуре.

Магистру Ищановой стало настолько интересно, что в апреле она уже завершила диссертацию. «Безумно увлекательная тема для меня подобралась – «Советология». Это когда историю СССР изучают американцы или европейцы… Она такая сложная для них, а им нравится…».

Педагоги в университете всегда рекомендовали смотреть старые советские киноленты, где шла речь о прошедшей эпохе. «Я посмотрела около 20 кинофильмов и стала понимать историю глубже».

– Работать в школе сначала было сложно, – делится Зарина Тайпаковна. – Не хватало педагогических навыков. Но я поняла: самое главное – это научить ребят думать и выражать свои мысли.

И тогда педагог Ищанова все-таки подобрала заветный ключик к детским сердцам. Она применила новейшую методику преподавания – кинопедагогику. А уроки истории заиграли новыми красками. Стали рождаться новые идеи. За основу взяла направление, которое много лет используется в российских школах. Там даже есть понятие «кинопедагог».

Вскоре учитель истории создала собственный проект. К слову, подала заявку на конкурс в ЮНЕСКО, но он не прошел, так и лежал до зимы в столе. Вначале сомневалась, будет ли это кому-то интересно… А коллеги поддержали, предложили продолжить! Так Зарина Ищанова смогла презентовать свою давнюю задумку на областном уровне.

– В нашем селе ученикам особо нечем заняться после уроков. Не все могут пойти обучаться дополнительно, не хватает средств. Родители целыми днями на работе. Поэтому мы приходим в зал, включаем проектор и смотрим кино… А самое интересное начинается после фильма, когда включается свет: ребята ждут это время и охотно делятся переполнившими их чувствами и эмоциями. В таких занятиях присутствует главный воспитательный момент, – считает преподаватель. – Мои ученики начали по-другому воспринимать действительность. Они стали искать ответы на вопросы, высказывать свое отношение к происходящему. Отличать подлость, лицемерие. Научились не вешать ярлыки. Задумываются, почему человек, к примеру, поступает плохо. Мы сообща пытаемся найти причины, ведь таковыми не рождаются…

Она показывает детям, прежде всего, казахстанские фильмы: «Дорога к матери», «Аманат». «В истории необходимо заметить простого маленького человека. Как раньше жила верхушка власти, так называемая элита, изучать сейчас не особо важно. Объяснение простых моментов детям очень нравится: им интересно узнать, как выживал в степи обыкновенный казах. Какие трудности испытывали люди, как они рожали детей, готовили пищу, как обустраивали быт».

Если ребенок замечает то, что его интересует в данный момент, срабатывает эффект триггера. И тогда, советует специалист, самое главное «выудить» ответы у учеников, постараться считать, что именно они хотят донести до учителя. Даже если, к примеру, ребенок «отнекивается» и не расположен к общению, важно понять, отчего он не хочет говорить. Важно понимать, что это может быть связано с семьей, окружением, ему не хватает родительской любви, или, может быть, он чересчур избалован. Все это можно выявить на практике, применяя кинопедагогику в качестве инструмента для развития soft skills – мягких навыков, умения говорить, коммуницировать с людьми, дискутировать.

Школа в селе Петровка – небольшая, все дети, как на ладони. И всем хочется получить от учителя чуточку внимания и любви, особенно когда родители весь день на работе. «Девочки с утра приходят обниматься со мной. Я на это реагирую адекватно, не строю глухую стену между нами, стараюсь подарить им кусочек теплого утра. Шучу, что если обнялись 8 раз в день – норму выполнили. Знаете, строгая субординация не всегда помогает построить доверительные отношения с детьми. Надо не бояться быть им и наставником, и другом, – считает педагог Ищанова.

10 лет назад студентку из Актобе, приехавшую учиться в столицу, заприметил будущий супруг Раимбек, одноклассник подруги Зарины. Теперь у Зарины Тайпаковны двое детей: сын-четвероклассник Арыстан, который, как и мама, увлекается историей, и 5-летняя дочь Акерке. Сейчас она все меньше скучает по городу. Размеренная жизнь в селе позволяет уделять достойное внимание собственным детям и не тратить много времени на дорогу, как на ее родине. Да и ученики, пожалуй, такую учительницу так просто не отпустят…

«Нам очень нравится, что Зарина Тайпаковна проводит уроки истории не только при помощи учебников. За три года мы изучили историю с другой стороны, – поделилась выпускница школы Шуга Нуркенова. – Детям не всегда интересно учить историю по книгам… Сериал, который я хорошо помню – «Тар заман». После просмотра я поняла, какой ценой была получена наша независимость, наша свобода, и прониклась еще большим уважением к своей нации, к своей земле».

Сейчас Зарина Ищанова участвует в областном конкурсе «Үздік педагог», поэтому пожелаем ей удачи и побольше креативных идей.

Астраханский район.

Читайте также