Говорят, казахи – народ, наиболее подверженный урбанизации, молодежь рвется в города за манящим сияющим будущим. Тем отраднее, когда по доброй воле возвращаются в родную школу уже в качестве молодых специалистов и становятся востребованными на селе учителями выпускники педагогических вузов республики .
Мы беседуем с Сырымбетом Бауржановичем Оразалиным, учителем математики Симферопольской средней школы Зерендинского района, личностью с чувством собственного достоинства, на редкость пытливой, не ищущей проторенных дорог, достаточно независимой. И как же хочется, чтобы именно такие успешные молодые люди оставались на селе работать, не чувствуя себя случайными временщиками.
— Почему все же математика – ваш удел, и что привело в профессию?
— Могу слукавить, мол, задался благородной целью поднимать уровень образования в родной школе, но все гораздо прозаичнее. Окончил Аркалыкский педагогический институт имени Ыбрая Алтынсарина по специальности «учитель математики», хотя всегда тяготел к физике как науке. А затем магистратуру Кокшетауского университета имени Шокана Уалиханова, выбрав «корпоративные информационные технологии», причем грант мне не достался. Решился поработать в школе почти случайно, в разговоре с директором школы Базарбеком Мамзиновичем Искаковым выяснилось: школе нужен учитель математики. Мой ата, Оразалин Айтмагамбет, фронтовик, убежденный коммунист, окончивший после войны Павлодарский агрономический техникум и факультет химии и биологии педагогического института в Петропавловске, долгие годы проработал учителем именно в Симферопольской школе. Здесь в музее хранится его портрет — участника Великой Отечественной войны и прекрасного учителя, и память о нем трепетно берегут. Так что смею предположить, что есть некая генетическая предрасположенность к учительскому делу, ведь и среди моих любимых тетушек есть признанные педагоги.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в работе, кто поддержал первые шаги в профессии?
— В селе не у каждого дома есть компьютер, не у каждого ребенка есть смартфон либо ноутбук. Многие семьи — неполные, живущие без достатка, это реалии села. Но отрадно, что таким семьям помогает государство. Детям выделяют ноутбуки, обеспечивают всем необходимым.
В нашей сельской школе есть интерактивные доски, это действительно выручает меня как стажера, позволяет удачно и эффективно использовать на уроках математики инновационные технологии обучения. Учителю нужно успеть ответить, причем своевременно, на требования отчетности, а для меня, как стажера, прежде всего важно как следует подготовиться к занятиям. К примеру, в первое время я не совсем понимал, зачем столь регулярно проводить контрольные срезы, когда есть суммативное оценивание раздела, — это ведь тоже контроль знаний детей. Задания контрольных срезов для детей, анализы сор и соч приходится регулярно распечатывать, для этого нужна оргтехника под рукой. Бумаг становится больше, хотя вполне можно обойтись без этого. На мой взгляд, нужно учитывать не только социально-экономические возможности, но и потребность и доступность качественного образования сельских ребятишек. Мои коллеги рады, что теперь срабатывает высокая скорость интернета, появилась реальная возможность загрузить задания всевозможных онлайн-олимпиад, как учительских, так и ученических. Постоянные ежегодные изменения в программах, на мой взгляд, заставляют нас держаться в боевой форме: обучая детей, учимся и сами, непрерывное самообразование и повышение квалификации – требования динамичного времени. Сейчас усилили требования к аттестации учителей. И мне как молодому специалисту нужно пройти постепенно все этапы: модератор — эксперт — исследователь – мастер, чтобы достичь профессионализма. А профессионализм учителя – качественный урок и успешность его учеников.
Могу гордиться выпускниками этого года, моими учениками Никитой Подвительским и Полиной Габдулхаевой, получившими государственные образовательные гранты. Главная ценность школы для меня – ученик и учитель. Требуя от сельского учителя качество знаний, государство должно создавать, прежде всего, равные с городом качественные условия. Мы ведь живем на селе, где все знают друг друга, готовы помочь в беде и разделить трудности, где все у всех на виду. Раньше заснеженными зимами и дороги сообща расчищали, теперь дорогу обустроили, чему сельчане не нарадуются. Самая твердая позиция на селе, даже с материальной точки зрения, если у человека есть призвание, желание профессионально расти – это учитель, чья социальная роль на деле реально повышается благодаря поддержке местной исполнительной власти.
Считаю, мне повезло: моим наставником стала мой классный руководитель, опытный учитель математики Думан Габбасовна Омарова, она всегда готова помочь мне добрым советом в плане методики преподавания, поддерживает меня в моих начинаниях.
— Какие собственные наработки появились за время преподавания в школе?
— Нравятся сегодняшние возможности Интернета, активно использую видеоуроки, мне очень интересно готовить их самому. На специальных платформах и сайтах много материалов, позволяющих мотивировать детей, увлечь математикой, дать шанс поверить в себя и свои силы. Когда ребенок подходит ко мне и показывает, насколько он сумел справиться со сложным для него заданием, одобряю, подбадриваю его. Для меня класс — слаженная команда, где работает каждый ученик, которому математика должна нравиться как предмет, развивающий и раскрывающий способности ребенка, но не подавляющий и скучный. Разъясняю детям, что именно математика дает толчок к популярной ныне профессии программиста, является входом в робототехнику и современные цифровые технологии. На первый взгляд сложная математика развивает еще и коммуникативные и когнитивные способности детей. Когда сам учился в школе, не терпел нудных нотаций и не любил, когда повышали голос, проще говоря, ругали нас. Стараюсь чаще вести с учениками равноправный диалог с очевидной обратной связью, дать понять: только выучив формулы и начав решать самому, можно попытаться понять и постичь суть математики. Критерий истины – практика, чтобы научиться плавать, надо плавать. Пусть на первых порах и не все получается, но я всегда приду на помощь, как помогали мне мои учителя.
Нам, сельским педагогам, по-своему легче работать, ведь в классах детей немного, есть возможность уделять на каждом уроке индивидуальное внимание, мониторить успехи и достижения на каждом шагу ребенка, стремящегося к знанию.
Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить… Я даю детям удочку, но не рыбу. Моя задача — разъяснять самое сложное, так, чтобы с урока математики ребенок уходил с ощущением пусть маленькой, но победы над собой, своей ленью, инертностью. Главное — развить его интерес и ликвидировать пробелы в знаниях…
Пожелаем же Сырымбету Бауржановичу творческой самореализации, ярких свершений и убедительных побед его воспитанников, пусть впереди будет уверенность в своей профессиональной надобности и признание общества.
Записала Алия Ахетова.
Зерендинский район.