В Казахстане в последние годы много внимания уделяется развитию предпринимательства, проведены масштабные реформы в этой сфере, государство ограничивало и периодически запрещало проверки в отношении субъектов бизнеса, снижало налоги и пошлины, инициировало другие меры по стимулированию развития предпринимательства.
Вместе с тем, развитие рыночной экономики актуализирует проблемы защиты прав потребителей на рынке товаров, работ и услуг.
По поручению Главы государства, Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан разработан законопроект, который активно обсуждается в информационном поле республики.
В одном из номеров «Акмолинской правды» мы уже рассматривали вопрос создания института омбудсмена по защите прав потребителей.
Сегодня поговорим о трехступенчатом механизме рассмотрения жалоб потребителей. В июне 2020 года был принят первый пакет поправок в Закон РК «О защите прав потребителей», в том числе внедрен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей: 1 этап – предприниматель и субъекты досудебного урегулирования споров, 2 этап – государственные органы и 3 — суд.
При этом, как показала практика, применения трехступенчатого механизма рассмотрения жалоб создал лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту. Сложилась практика возврата исков потребителей судами.
Позиция суда: до обращения в суд потребители обязаны пройти последовательно три этапа, включая обращение в государственный орган, хотя государственный орган должен вовлекаться исключительно, исходя из желания потребителя привлечь к ответственности недобросовестного предпринимателя. При этом зачастую потребитель хочет лишь восстановить свои права, без инициирования проверочных мероприятий государственным органом.
Между тем пункт 1 статьи 42-5 действующего Закона предусматривает ПРАВО потребителей обратиться в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, но никак не ОБЯЗАННОСТЬ. В тоже время, пункт 2 статьи 42-1 этого же Закона определяет «комплекс последовательных мероприятий» защиты прав потребителей, включающий в себя поэтапное обращение потребителей к субъекту бизнеса, субъектам досудебного урегулирования споров, государственным органам и, наконец, в суд.
В связи с разночтением норм действующего Закона, предлагается усовершенствовать действующий трехступенчатый – в двухступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей, сохранив возможность досудебного урегулирования споров исключительно между сторонами, не обязывая потребителя, чьи права нарушены, обращаться в государственный орган перед подачей иска в суд.
Кроме того, согласно информации общественных объединений по защите прав потребителей, они сталкиваются с проблемами процедурного характера в суде, когда осуществляют представительскую деятельность при защите нарушенных прав потребителей. Например, согласно пункту 6 статьи 42-3 Закона иски, направляемые общественными объединениями в интересах потребителей для рассмотрения в суде, государственной пошлиной не облагаются. Однако вопреки вышеуказанной норме суды возвращают эти иски, обосновывая тем, что потребительские споры, например, в сфере медицинских услуг, должны облагаться государственной пошлиной, а освобождение от нее должно быть прямо прописано в законодательном акте в сфере медицины, а норма, прописанная в Законе РК «О защите прав потребителей», не применима.
Для исключения подобных вопросов в правоприменительной практике, предлагается распространить базовые принципы Закона на сферы коммунальных, медицинских (фармацевтических), транспортных, туристских и иных услуг, оказываемых субъектами рынка, сохранив отраслевое регулирование и компетенцию соответствующих государственных органов.
Ожидается, что с учетом второго пакета поправок, принятие простого, для восприятия граждан и удобного, для правоприменительной практики текста Закона, будет способствовать повышению уровня защиты прав потребителей.
Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель областного департамента по защите прав потребителей.