Профессиональное образование: стереотипы и реальность

В комплексном плане «Программа повышения доходов населения до 2025 года»  отдельный пункт посвящен подготовке востребованных кадров в системе ТиПО.

О том, как реализуется эта задача в нашей области, мы беседуем с руководителем отдела технического и профессионального, послесреднего образования областного управления образования Когершин Галиакбаровой.

— Когершин Булатовна,  очень хочется развеять бытующий до сей поры стереотип: «Образование (в том числе и в колледжах) у нас платное».

— В 33 колледжах области обучаются 21507 студентов, 80% из них — на бюджетной основе. С каждым годом государственный  образовательный заказ увеличивается. В этом году он рассчитан на 5800 поступающих в колледжи. 2170 мест выделены на рабочие специальности и 3630 мест на специальности среднего звена и прикладной бакалавриат.

Кроме этого, около 1000 молодых акмолинцев смогут получить профессию  по целевому госзаказу по заявкам предприятий  с последующим трудоустройством.

То есть, на первом курсе в наших колледжах около 6000 студентов будут обучаться совершенно бесплатно, получать стипендию. Большинство иногородних — жить в общежитиях за очень небольшую оплату.

Конечно, не исключено, что в колледжи области поступят не только акмолинские выпускники. Но и наши ребята имеют право обучаться на бюджетной основе в любом регионе нашей страны.

В этом году прием по программе «Еңбек» проводиться не будет. Но в рамках Государственной программы «Образованная нация» выделены дополнительные  1000 грантов. В основном, для выпускников 9-х классов на востребованные рабочие специальности. По программе «Серпін» набор в этом году также не проводится. Выделяются квоты для выпускников школ из трудоизбыточных казахстанских регионов.

Так что, без малейшего преувеличения: практически все акмолинские молодые люди имеют возможность получить специальность на бюджетной основе.

Другое дело, что часто, как бы тривиально это ни звучало, «желания не совпадают с возможностями». Ну, кем сегодня хотят быть парни? Чаще всего, «что-нибудь с машинами связанное», и сдают документы на специальности, связанные с обслуживание автомобильного транспорта. Или «с компьютерами работать», и опять же несут документы на специальности «вычислительная техника», «информационные сети». По конкурсу не проходят. Идут на платное обучение.

Этого бы не случилось, если бы заранее объективно взвесили свои шансы, знали о том, что гранты по специальностям распределяются, исходя из  потребности в кадрах на  региональном и республиканском рынках труда.

В этом году гранты выделены по следующим направлениям: образование – 950 грантов. Надо сказать, что уже в прошлом году конкурс на педагогические специальности составлял 3-4 человека на одно место. Высока вероятность того, что в этом году будет еще выше.

Девушки у нас чаще всего хотят быть экономистами, бухгалтерами… Но на направление «бизнес, управление, право» выделено 350 грантов. Потому что дефицита таких кадров нет ни в области, ни в  стране в целом.

На информационно-коммуникационные технологии – 400 грантов. На специальности, связанные с искусством и гуманитарными науками – 380. Почти 44% всех грантов выделено на специальности в инженерных, обрабатывающих и строительной отраслях.

Конечно, каждый волен выбирать дело по душе. Но надо думать и о том, что с дипломом по специальностям, на которые выделяют гранты, найти работу будет гораздо проще.

И еще один фактор, влияющий на то, что платное обучение все-таки существует. Ребята хотят учиться, по меньшей мере, в Кокшетау, а лучше — в столице. Даже в том случае, если есть колледж неподалеку от дома. Отсюда и конкурс в популярных у выпускников колледжах.

— Как госзаказ распределяется по колледжам? По каким критериям?

— Простите, «распределение госзаказа по колледжам» — это тоже стереотип из прошлой практики. Грант выделяется конкретному молодому человеку, а он уже сам решает, в каком колледже он будет учиться. Вернее, делает это, подавая документы. Деньги идут за студентом, — таков принцип размещения грантов. Причем, независимо от того, частный это колледж (их у нас шесть) или государственный. Отсюда и итоговый объем госзаказа.

Конечно, госзаказ могут получить только лицензированные учебные заведения. Лицензии на каждую специальность и квалификацию колледжам дают территориальные департаменты по контролю качества в сфере образования. У нас рычагов нет.

Так что процесс поступления в колледжи выглядит сейчас так. Вступительных экзаменов нет, процедура приема полностью автоматизирована.  Для того, чтобы сдать документы, в колледж приходить не обязательно. Это можно сделать через портал «eGov». Даже в том случае, если документы принес собственноручно, то все данные тут же вносятся в единую информационную систему.  Если заявок больше, чем мест, формируется средний конкурсный балл. Система автоматически производит ранжир. Проходит тот, у кого по аттестату балл больше.

Субъективный фактор, коррупционные риски отсутствуют абсолютно.

— Но коррупционные риски возникают на протяжении всего периода обучения. Ребята молодые, у кого-то пропадает желание учиться, у кого-то обстоятельства изменились… Связь с колледжем утрачивают. Но вместе с ними становится меньше и госзаказ… Это особенно болезненно для колледжей  в сельских районах. Там и без того проблемы  с контингентом. Так что опасность «мертвых душ» существует. И, помнится, что такие факты были.

— Опасность есть. Но стараемся ее минимизировать. При размещении госзаказа подписывается договор, в котором есть пункт о том, что мы имеем право проверить контингент учащихся в любое время.

Приезжаем, «пересчитываем по головам», отсутствующим студентам звоним, проверяем документацию. Без преувеличения, пересекаем на корню любую возможность приписок.

Проблемы у сельских колледжей есть: с набором, с материальной базой. При всем желании людей сохранить свои рабочие места, укрупнение, слияние некоторых колледжей неизбежно. В 2018 году восемь колледжей уже  объединены в четыре.

В этом году в пилотном режиме присоединили колледж в Бозайгыре Шортандинского района к Высшему техническому колледжу г. Кокшетау. Дипломы кокшетауского колледжа котируются, уровень преподавания высок, Бозайгыр – в паре десятков километров от столицы, есть общежитие. Так что, думается, что уже в следующем году мы создадим конкуренцию столичным колледжам.

В отношении других колледжей в сельских районах также будем искать оптимальные варианты.

— Когершин Булатовна, теперь, пожалуйста, о трудоустройстве. «Диплом не пригодился, устроиться по специальности не могу», — это устаревший стереотип или реальность?

— Скорее, стереотип. Точнее будет «не могу», заменить на «не хочу». На что чаще всего может рассчитывать молодой специалист – выпускник колледжа. Особенно в сфере сельского хозяйства. Заплата – до 100 000 тенге. Да еще – сезонный характер работы. И тут же предложения, где зарплата в два, а то и в три раза выше. Устоять трудно.

Но в целом уровень трудоустройства и занятости наших выпускников достаточно высок. В прошлом году в акмолинских  колледжах завершили обучение 5905 человек. По данным,  подтвержденным ГЦВП, из общего количества выпускников трудоустроено 4133 (70%), 15% продолжили обучение в вузах. Прибавьте выбывших за пределы страны, призванных в ряды вооруженных сил, находящихся  в отпуске по уходу за ребенком. Так что не трудоустроенных и незанятых оказалось не так много – 188 человек.

Какая часть из трудоустроенных работает по специальности – это
другой вопрос. По данным, предоставляемым колледжами, – 60%.

Ситуация изменяется. Прежде всего, потому что работодатели испытывают потребность в кадрах, готовы создавать условия для молодых специалистов. Охотнее участвуют в организации дуального обучения. Сегодня им охвачены 22% обучающихся по госзаказу. А это уже – прямая дорога на производство, где провел большую часть учебного времени.

И в целом, популярность рабочих профессий растет. Как и уровень обучения в колледжах. Одно из подтверждений этому: по итогам всех Национальных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills команда региона входит в тройку лидеров: 27 золотых медалей, 13 серебряных, 21  бронзовая, 27 медальонов совершенства.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также