Баба-тас из Кокшетау

В Кокшетауском регионе с богатой историей и культурой много уникальных памятников и достопримечательностей. Один из них «Баба-тас», древнейший памятник эпохи Тюркской цивилизации VІ-VІІ веков. В последнее время не раз появлялись слухи о его исчезновении. Хотим всех успокоить: средневековый памятник возрастом около 1500 лет никуда и никогда из Кокшетау не исчезал! Сейчас он украшает экстерьер Акмолинского областного историко-краеведческого музея.

В начале прошлого века город Кокшетау – административный центр, построенный у южной части озера Копы, состоял, в основном, из деревянных строений и был известен как центр транзитной и местной торговли. Знаменитая Кокшетауская ярмарка считалась одной из крупнейших в регионе. Торгово-экономическая жизнь города была сосредоточена в центральной его части, и именно здесь находился первый в регионе Кокшетауский историко-краеведческий музей, в первоначальной экспозиции которого был представлен этот древний Баба-тас, свидетель эпохи Великой Тюркской цивилизации. Долгое время он был представлен в экспозиции зала «Ұлы Дала өркениеті».

Подобные персонифицированные памятники существовали практически на всей территории Казахстана. Следует сказать, закрепленное за подобными памятниками  название «бал-бал тас» не совсем точно передает их значение. Тогда как «баба-тас» в переводе с древнетюркского и казахского языков, означает: памятник предкам. На сохранившихся каменных изваяниях с надписями имелись такие строки: «Ержүрек батырларға баба тастар орнатамыз!»  –  «Воздвигаем эти памятники в честь воинственных батыров!». Высота музейного Баба-таса составляет 166 см, окружность шеи – 121. В правой руке каменный воин держит тостаган – чашу, в левой меч – символ военизированной империи тюрков.

Этот каменный памятник VІ-VІІ веков, обнаруженный при впадении реки Шагалалы в озеро Копу – один из первых раритетов областного музея. До того, как стать экспонатом, в ХІХ веке, тюркская скульптура находилась перед зданием уездного управления в городе Кокшетау. Об этом сообщается в одном из томов «Полного географического описания Отечества», изданного в России в начале ХХ века. О кокшетауском памятнике упоминал также в 1895 году Григорий Потанин, гостивший в доме Шынгыса Уалиханова – отца прославленного ученого Шокана.

Двумя десятилетиями ранее, в 1876 году, внук знаменитого хана Абылая Шынгыс Уалиханулы занимался сбором этнографических предметов для международного конгресса ориенталистов в Петербурге. Как известно, на это мероприятие были отправлены редкие предметы старины по этнокультуре и быту казахского народа из Кокшетау. К примеру, в письме, адресованном оргкомитету конгресса, сообщается, что в «Кокшетауском уезде можно достать такие вещи, как: седла металлические высокого качества, каменные старинные вещи, оставшиеся от Абылай хана и находящиеся в самом городе Кокшетау, о чем можно получить более подробные сведения от Шынгыса Уалиханова, а также от казахского певца Орынбая, и записать весьма много интересных легенд…».

На той международной выставке ориенталистов высокохудожественные изделия кокшетауского мастера Макыжана Уалихана, брата Шокана Уалиханова, удостоились золотой медали – Гран-при. Кстати, представленный в экспозиции Эрмитажа уникальный казахский свадебный женский костюм из Кокшетауского региона, по-видимому, был приобретен на одном из подобных мероприятий. Представленный ныне в экспозиции Акмолинского областного историко-краеведческого музея комплекс казахской невесты «Сәукеле», изготовлен именно по образцу кокшетауского, но теперь уже эрмитажного оригинала.

Мы также можем предположить, что вышеназванный древнетюркский Баба-тас находился в коллекции ценных предметов самого хана Абылая, одного из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в истории Казахстана XVIII века. В последнем томе собрания сочинений Шокана Уалиханова среди ценных предметов упоминается и словосочетание «старинные, каменные», без упоминания наименований. Уникальные предметы этнокультуры и быта казахского народа, в том числе и ханской династии, представленные в свое время на международных московских, парижских и других выставках, приобретались или просто оставлялись в местных музеях, не возвращаясь в Казахстан. Таким образом, музеи метрополии пополнялись ценными предметами культуры казахского этноса, многие из которых представлены в современной экспозиции музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Перми и др. Надеемся, что вопрос о возврате особо ценных исторических предметов в перспективе будет решен на межгосударственном уровне.

Бибигуль  БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник Акмолинского областного историко-краеведческого музея.

Читайте также