О музыке, истории и дружбе

Недавно по всем СМИ прошла новость: в столице единовременно исполнили кюй 1 600 учащихся Назарбаев интеллектуальных школ, ожидается официальное подтверждение достижения от «Книги рекордов Гиннеса». В НИШ физико-математического направления г. Кокшетау также постигают азы игры на национальном инструменте все семиклассники.

Директор НИШ Шырын Жумабекова считает, что игра на домбре не только развивает творческие способности и музыкальный слух, но и положительно влияет на общее развитие ребенка. Уроки домбры ведет профессиональный музыкант, педагог дополнительного образования Адиль Турегожин.

– Все ученики в 7 классе начинают учиться играть на домбре, ограничений нет. Знакомятся с нотной грамотой, историей инструмента, слушают кюи в исполнении известных кюйшы. Учатся играть, повторяя за педагогом. Занятия проходят 3 раза в неделю после основных уроков. К концу года семиклассники вполне смогут выучить два кюя. Если ребенок в дальнейшем проявляет интерес к музыке, он начинает заниматься дополнительно, – поясняет Шырын Салкеновна.

Домбристы НИШ проводят флэш-мобы и концерты, приуроченные к праздничным датам. Так, в отчетном концерте «Ұлы дала мұрагерлері» приняли участие домбристы с 7 по 12 класс. В этом году все Назарбаев интеллектуальные школы провели открытый урок домбры.

– В нашей школе в уроке приняли участие около 50 детей. Мы продемонстрировали методику обучения и успехи наших учеников. Урок прошел в формате мастер-класса, где педагог показал, как проводит знакомство с инструментом и произведениями, как дети получают основы игры на домбре.

Адиль Турегожин отмечает, что домбра – один из символов казахской народной музыки, а значит, уроки музыки – основа национальной идентичности и патриотического воспитания.

– Помимо воспитания гражданственности, такие занятия оказывают влияние на развитие критического мышления. Исследования показывают: дети, которые учатся играть на музыкальных инструментах, более успешны в учебе, быстрее находят решение любой проблемы. Чтобы научиться играть на домбре, нужны усидчивость и трудолюбие, а также поддержка и мотивация со стороны родителей. Инструментальный жанр требует особого подхода в обучении, так как нельзя за 3 дня выучить и отрепетировать номер так, чтобы можно было выйти с ним на сцену, – подчеркивает педагог.

Под руководством Адиля Конысбаевича в течение года семиклассники знакомятся с биографией и творчеством великих композиторов, слушают музыку, изучают азы нотной грамоты. Очень любят историю инструмента, технологию его изготовления. Педагоги организуют для детей знакомство с местными мастерами. К примеру, школьники с удивлением узнают, что древесину для изготовления домбры в Кокшетау привозят из Индии и Европы, а различные способы сушки дерева дают разное звучание инструмента…

– То есть, главная задача – не столько научить ребенка игре на инструменте, сколько показать домбру как неотъемлемую часть национальной культуры. В старших классах кто-то продолжает играть на домбре, кто-то выбирает гитару или вокал, но музыка останется с ними навсегда.

Есть среди учеников НИШ и «звездочки». Так, выпускник НИШ Серик Амангельдинов серьезно увлекался музыкой, занимал призовые места на областных и республиканских конкурсах инструменталистов. На одном из творческих состязаний талантливого юношу заметили и пригласили в Нидерланды, где он представлял домбру в составе республиканской делегации.

Педагог рассказывает, что сейчас в школе обучается ряд способных ребят, которые любят домбру. Среди них – Мират Жумагул, Жалгас Кабыкен, Адилет Сатыбалдинов, Эльдар Ерназаров, Димаш Сайлау, Адият Рахметулин. Они охотно участвуют в различных городских и областных мероприятиях, представляют школу на фестивалях и конкурсах.

Ученик 11 класса Мират Жумагул начал заниматься игрой на домбре с 3 класса, когда папа отвел его в школу искусств.

– Сначала мне казалось скучным занятием учить ноты и теорию музыки. Но через пару лет уже уверенно играл по нотам, осваивал более сложные произведения. Стал выступать на конкурсах, просили сыграть на тоях… Все это подталкивает к дальнейшему развитию. Потом наступил момент эмоционального выгорания, когда играть со сцены казалось бессмысленным, не хотелось выступать. Но для себя играть не переставал. Потом увлекся вокалом, начал петь и аккомпанировать себе на домбре. Это оказалось сложно, но интересно, вернулся потерянный азарт. Сейчас играю на домбре и пою с удовольствием, – делится Мират.

Одними из самых серьезных испытаний М. Жумагул считает участие в республиканском конкурсе «Сәлем, Астана!», областных фестивалях «Дебют» и «Күй тартыс».

– Есть люди, которые играют на домбре, чтобы поднять себе настроение, предпочитают веселые мелодии. Для меня важнее историческая составляющая домбровой музыки, – считает Мират. – Казахский народ много страдал, и все тяготы и лишения нелегкой судьбы композиторы запечатлели в своих произведениях – спокойных, грустных, иногда тревожных. Они служат зеркалом, в котором отражается минувшая эпоха.

Жалгас Кабыкен перешел в 12 класс. Юноша вырос в музыкальной семье. Дедушка Кабыкен со стороны папы и дедушка Жумабай со стороны мамы виртуозно играли на домбре, пели народные песни. Сейчас эту традицию продолжают следующие поколения.

– Мама в свое время окончила музыкальную школу, поэтому в 3 классе меня тоже повели на прослушивание, и я поступил в класс домбры. Очень благодарен первому учителю Серику Сарсенбаю, который был моим наставником в течение 5 лет. Благодаря ему я прошел немалый путь в овладении инструментом, – вспоминает Жалгас.

Самым значительным конкурсом юный домбрист считает фестиваль «Астана мерей». Призовое место школьник не занял, но выступление на одной сцене с именитыми мастерами домбры послужило серьезным толчком к дальнейшему развитию.

Старшеклассники подчеркнули, что какую бы специальность в дальнейшем они ни выбрали, увлечение игрой на домбре навсегда останется любимым хобби.

– Очень нравится народная музыка. Домбра – это прямая связь с культурой народа, объединяющей наследие нескольких столетий. Современным людям нельзя отказываться от своих корней, через изучение национального искусства, в частности, музыкального, чувствуешь себя частью народа, – в заключение разговора подчеркивает Жалгас.

О популярности инструмента говорит еще и такой факт: домбровый оркестр ежегодно собирает около 100 учеников, около 45% всех школьников владеют инструментом на хорошем уровне. А это значит, под сводами гостеприимной школы каждый год будут звенеть под детскими руками струны домбры.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Читайте также