Все большее влияние на общество оказывают социальные сети. О судьбе печатных СМИ и особенностях мобильной журналистики корреспондент «Акмолинской правды» беседует с редактором информационного портала «716.kz» Айей Калягиной.
– Информационный портал был основан в 2016 году. Тогда он носил совсем другое название, а все новости выглядели как разнокалиберные скриншоты разных интернет-изданий. В 2018 г. названием стал код области «716.kz», а в 2019 г. я пришла на позицию редактора.
Сначала работала одна, снимала по 5-6 видео в день. Сама монтировала, публиковала… Бегала по госучреждениям – налаживала связи. Просто заходила в кабинеты к чиновникам, объясняла, что есть такой информационный портал, снимала интервью. Постепенно аудитория росла, стало понятно, что нужно расширять штат.
Сейчас в команде «716.kz» работают корреспонденты, которые прошли хорошую школу газетной и телевизионной журналистики: Оксана Матасова, Влада Рудько, Юлия Киселева, Рамиль Дусумов. Они одинаково хорошо владеют и навыками работы с видеоконтентом, и печатным словом. К слову, я уверена, что все госслужащие подписаны на «716.kz», читают его и реагируют на наши материалы.
– Есть ли основное направление в работе портала?
– В первую очередь – это новости из любой сферы: образование, здравоохранение, культура, ЖКХ… В меньшей степени – сельское хозяйство, но над этим тоже планируем работать. Публикуем обращения наших подписчиков, которых сейчас более 31 тысячи. И это не предел. Вместе с доверием к контенту канала будет расти и аудитория. Кто-то ждет наши новости и поддерживает, кто-то критикует. И это здорово, хорошая критика, если это не хейт, помогает расти.
– Есть ли фирменный секрет успеха у Айи Калягиной?
– Чтобы развивать канал, нужно постоянно учиться самой. Я как вечный студент, постоянно прохожу обучение, благо, есть возможность делать это в свободное время. Чтобы понять принцип создания качественного контента в Инстаграм, прошла курсы SMM-специалистов, сейчас учусь правилам госзакупок и монетизации. Я уже 15 лет в сфере журналистики, из них 5 – на должности редактора. Но я лучше за несколько часов узнаю что-то новое на чужом опыте, чем потрачу несколько месяцев, чтобы прийти к этим знаниям самой.
– Какая новость портала вызвала самый большой резонанс, с Вашей точки зрения?
– Помните случай, когда на Оксану Матасову напал мужчина в процессе съемки сюжета? Для меня это было шоком. Поднять руку на журналиста, да и вообще на другого человека – это в голове не укладывается… Удивила и реакция подписчиков. Кто-то, конечно, поддержал Оксану и тоже возмутился, но большинство продемонстрировали равнодушие, а это показатель, как обесценивается жизнь и здоровье человека в наши дни. Тоже можно понять, почему: большинство контента в соцсетях носят негативный характер, и уже никого не удивляет видео, где мужчина оскорбляет и даже бьет женщину или ребенка. Это наши реалии, увы.
Поэтому нужна и важна информационная грамотность читателей. Не все понимают, что в соцсетях стоит посмотреть новость один раз, и после этого в ленте будет много похожего контента. В таком случае мало кто из пользователей будет искать противоположное мнение… К сожалению, так формируются взгляды людей.
«716.kz» отличается от других каналов тем, что мы даем эксклюзив. И каждый раз это исключительно проверенные факты из жизни региона. Раньше человек, чтобы узнать новости, ждал, когда получит газету или сам шел ее покупать. Сейчас достаточно заглянуть в смартфон. Это делает новости более доступными, но одновременно и обесценивает труд журналистов.
– Вы правильно подметили, что все больше читателей становятся не просто зрителями, а пользователями смартфонов и подписчиками на страницы различных соцсетей. По Вашему мнению, сможет ли мобильная журналистика ужиться с традиционной, или со временем поглотит печатные СМИ?
– Я думаю, газеты и телевидение будут жить еще несколько десятилетий. Но для этого им тоже придется перестраивать свою работу, чтобы не оказаться «за бортом». И это нормально: меняется форма подачи новостей, и СМИ нужно идти в ногу со временем.
– Чем же тогда мобильная журналистика отличается от блогерства?
– Журналист осознает ответственность за каждое свое слово, глубже анализирует контент, который производит. Мы всегда стараемся минимизировать риски, настоящий журналист никогда не будет хайповать. Наша задача – не быстрая слава, а поиск достоверной информации и доступная подача.
Каждый день я подвожу для себя своеобразный итог – выделяю 2-3 важных события, о которых говорит весь мир. Так я понимаю, куда нужно стремиться. У «716.kz» амбициозные цели –100 тысяч подписчиков и выход на уровень республиканских СМИ. Для этого у нас есть дружная команда, опыт и желание и дальше отдавать часть своей жизни той огромной сфере, что вмещает в себя понятие «журналистика».
Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА.