С министром — о том, что волнует

Оборудование, закупленное в рамках проекта «Жас маман», и проекты, уже получившие коммерческую реализацию, продемонстрировали в Высшем техническом колледже г. Кокшетау Министру просвещения Асхату Аймагамбетову. Он посетил учебное заведение вместе с акимом области Ермеком Маржикпаевым в рамках рабочей поездки в наш регион.

Высший технический колледж готовит специалистов по десяткам компетенций, а благодаря республиканскому проекту «Жас Маман» установленное здесь оборудование даст фору тому, на котором работают многие компании региона. К примеру, современный печатный станок, позволяющий печатать цветное изображение на любой поверхности — дереве, металле, пластике — и при этом минимизирующий расходы. Вероятность брака стремится к нулю, а результат получается стойким и к ультрафиолету, и к механическим воздействиям.

Фрезерный станок с ЧПУ (числовым программным управлением) — еще один предмет гордости колледжа. Запрограммировав его, можно получить детали, выточенные с точностью до микрон. При этом готовые изделия получаются намного дешевле, чем у аналогичных компаний. Как рассказала директор колледжа Акнур Еслямова, учебное заведение выполняет массу частных заказов на изготовление различных деталей, а студенты, пройдя обучение и получив практические навыки, становятся классными специалистами. Чтобы работать на таких станках, необходимо знать не только устройство и наладку станка, но и программирование. Как рассказали Асхату Аймагамбетову студенты, в этом году многие прошли практику на таких станках с ЧПУ на заводе «КамАЗ» в российских Набережных Челнах. А в ВТК, уже завоевавшем славу одного из лучших колледжей региона и страны, проводился Национальный чемпионат «WorldSkills» по компетенции «Фрезерные работы с ЧПУ».

Министр просвещения интересовался востребованностью выпускников колледжа, их конкурентоспособностью, возможностью практической реализации проектов, к примеру, по робототехнике. Прекрасный пример успешного обучения показали ему в цехе кузовного ремонта автомобилей. Здесь проводят электронную диагностику геометрии кузова с точностью до миллиметра, а также сложный ремонт поврежденных в ДТП деталей. В цехе прямо в момент посещения его Министром образования вели ремонт автомобиля на заказ, поясняя: подобные услуги — дефицитные, а такое оборудование есть далеко не на всех СТО. Студенты колледжа, выполняя реальные заказы, получают бесценные практические навыки, а затем с легкостью устраиваются на высокооплачиваемую работу.

А в том, насколько эффективно колледж сотрудничает с бизнесом, можно было убедиться в швейной мастерской. Здесь как раз шел экзамен, в комиссии — руководители кокшетауских ателье, партнеры колледжа, участвующие в разработке учебных программ и обеспечивающие практику для будущих мастериц.

Как отметил Асхат Аймагамбетов во время встречи с коллективом колледжа, именно такое партнерство необходимо развивать в учебных заведениях технического и профессионального образования. Тогда выпускники будут конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

В тот же день министр просвещения провел отчетную встречу с населением в кокшетауском «Bolashaq Saraiy». Модератор встречи, заместитель акима  области Ельдос Рамазанов пригласил всех собравшихся к открытому диалогу и предоставил слово для выступления Асхату Аймагамбетову.

Говоря о сфере дошкольного воспитания и обучения, министр просвещения отметил: главная задача сегодня — повысить требования и обеспечить качество дошкольного обучения. Э то особенно актуально в сфере последних происшествий, связанных с нарушениями прав детей и рукоприкладством в детсадах.

— Если в 2001 году мы говорили, что не будем лицензировать детсады, то сейчас усиливаем требования к дошкольным организациям, которые получают госзаказ. Все сады должны быть оснащены системами видеонаблюдения, соответствовать санитарным и пожарным нормам, проверяться будут профессионализм и квалификация воспитателей. Обновляться будет и содержание дошкольного образования. И лицензирования бояться не стоит, частные школы получают лицензии без проблем: в 2019 году в стране их было 120, а сейчас уже около 500, — отметил Асхат Аймагамбетов.

Министр отметил успехи, которых удалось добиться в сфере среднего образования благодаря принятию Закона о статусе педагога: «Если раньше средний балл поступающих на педагогические специальности был 55, то сегодня — около 100 баллов. Педагогов готовили 86 вузов, а сейчас только 50. И это правильно: важно не количество, а качество подготовки». По словам Асхата Аймагамбетова, это говорит о том, что через несколько лет мы  получим плеяду высокопрофессиональных педагогов. Он также подчеркнул необходимость развития системы инклюзивного образования и расширения сети кабинетов коррекции.

Вторая часть встречи прошла в формате «вопрос-ответ». «Самый плохой вопрос — тот, что не был задан», — сказал Асхат Аймагамбетов, приглашая зрителей к диалогу. Впрочем, педагоги не отмалчивались и подняли немало наболевших вопросов.

Как будет строиться профориентационная работа в школах и будет ли возвращаться опыт трудового воспитания детей? Асхат Аймагамбетов отметил, что системная работа по профориентации будет налажена с 7 класса. Что же касается трудового воспитания, то обсуждение этой темы ведется, и решение скоро будет принято.

Важную проблему отсутствия в детских садах штатной единицы педагога-ассистента, который работал бы с детьми с особыми потребностями, подняла заведующая ясли-садом из Зерендинского района Гульмира Кусаинова. Министр в ответ подчеркнул: такая единица в школах введена недавно, и более 1000 педагогов-ассистентов уже работают, помогая тысячам детей включиться в образовательную среду.

—  Наша позиция такая: образовательные организации работают по системе подушевого финансирования, значит, нужно дать им больше самостоятельности в вопросе комплектации штатов. Директор должен иметь возможность самостоятельно решать, нужен ли в коллективе специалист по госзакупкам, юрист или еще один заместитель, — сказал Асхат Аймагамбетов.

Говорили на встрече и о других проблемах. К примеру, о наказаниях для приемных родителей за возвращение детей обратно в детский дом, о возможности организовать «продленку» для детей из неполных семей, об оплате за классное руководство, об обновлении учебных программ по информатике как одной из самых быстро меняющихся отраслей науки…

Отвечая на вопрос, как привлечь в образование мужчин, министр просвещения отметил: никакими командными методами этого не добиться. Путь только один: повышать привлекательность и престиж профессии, уровень доходов, сделать так, чтобы быть учителем снова стало модно…

Владислава Кокорина.

Фото Айбека Даньярова.

Читайте также