От лагерей остались руины. И память

31 мая – День памяти жертв политических репрессий и голода

«Реабилитация жертв политических репрессий – это не только обязанность государства, но и моральный долг общества».

Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий и голода 1931-1933 годов в КУ им. Ш. Уалиханова прошла Республиканская научно-практическая конференция «Политические репрессии в Северном регионе: Новые факты и источники.

Мы публикуем часть выступлений членов областной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий.

13 мая 1930г. было принято постановление СНК СССР «Об организации Казахского исправительно-трудового лагеря (Каз ИТЛАГ).

По сведениям районных архивов Акмолинской области, на территории Астраханского, Бурабайского, Зерендинского, Шортандинского районов находились 19 точек лагерей и трудовых поселений. Луговой лагерь (Особый лагерь № 9) был организован 10 октября 1949 года. Располагался в селе Долинское, ныне село Тонкерис Целиноградкого района. Здесь содержалось до 12 717 заключенных.

Особый лагерь № 9 был организован для содержания заключенных с инвалидностью, которые поступали сюда из других особых лагерей. А.И. Солженицын называл основное – Спасское отделение Лугового лагеря «всесоюзной инвалидкой».

Труд узников Лугового лагеря использовался для обслуживания промышленных предприятий по добыче и выпуску стройматериалов.

На месте села Приречное, ныне Зерендинского района, на левом берегу р. Чаглинка в 1930 году была образована колония № 14 НКВД (3 отделение Карлага) для политических заключенных из западных районов СССР.

В 1953 году, после смерти Сталина, колонию расформировали. На месте лагерного хозяйства было создано село Приречное. Директором стал Коновалов Иван Иванович – бывший начальник лагеря, оставались здесь жить и бывшие заключенные.

Например, Петр Эдуардович Вайнштейн – советский деятель спецслужб, старший лейтенант государственной безопасности, и.о. начальника УНКВД Пермской области. 31 мая 1939 года осужден ВКВС СССР 31.05.39 по ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР на 15 лет лишения свободы. После отбытия наказания был отправлен в ссылку. 10 апреля 1956 года был освобожден из места ссылки в Кокчетавской области. Не был реабилитирован. Петр Эдуардович остался в селе, работал школьным библиотекарем, его правнуки учатся в этой школе. В селе также живут дети, внуки заключенных, которые остались здесь «под комендатурой» – Янченко, Кучинскас, Вовчок, Стока, Райзих и другие. За годы войны население увеличилось за счет депортированных: немцев, ингушей, литовцев, белорусов, латышей, украинцев, поляков.

Лагерь ОЛП-3 МВД находился возле с. Ульгули Байтерекского сельского округа. Лагерь состоял из двух больших бараков. Бараки заключенных находились вокруг леса.

Среди заключенных лагеря были представители интеллигенции, осужденные за воровство в колхозах (воровство пшеницы) и люди, доносившие друг на друга. Здесь же сидели руководящие работники аула Кеноткель по доносам. Продукты привозили из центра. Трупы умерших увозили в центр.

Лагерь «Ключи» был расположен на территории Зерендинского района. Примерно в 55-60 км. от г.Кокшетау, недалеко от сел Акан, Баратай, Уголки. В лагере были расположены два барака для заключенных, склад, огороды, конюшня, дома для офицеров, сторожевая башня, недалеко находилось кладбище. Казармы были огорожены забором.

Недалеко от колонии находились могилы заключенных. Когда в 70-80 годы в том месте стали копать тракторами, чтобы высадить саженцы, находили и перезахороняли останки тел бывших заключенных, и позже перестали высаживать деревья в этом месте.

Кем Фрида Георгиевна 27.10.1938 г.р. и Кем Эрна Георгиевна (Уголки) 11.09.1938 г.р. родились в г. Бельцер Саратовской области. В 1941 году их семью депортировали в с. Баратай. Отец работал лесорубом, потом переехали в Ключи, примерно в 1949 году. Недалеко от родника был лагерь, построенный из жердей, которые замазывали глиной.

Заключенные этого лагеря косили сено, рубили дрова, пасли скот, женщины летом делали ремонт в бараках, сами себе варили еду. Сбегавших находили по соседним деревням, в основном, в с. Антоновка, убегали, как правило, с целью поесть хоть что-нибудь. При этом жители близлежащих сел свои дома не закрывали на ключ, никто не воровал.

Лагерь «Озерный» находился недалеко от с. Симферопольское. Здесь отбывали срок японские пленные, а также представители других национальностей, политические и осужденные за воровство. Местные жители помогали людям из лагеря одеждой, лекарствами, продуктами.

По словам старожилов, здесь изготавливали кирпич и готовили древесину. Число заключенных доходило до 500 человек. По словам аксакалов Галыма Омарова и Манапа Баймуратова, проживающих в аулах Симферопольское, Булак, недалеко от лагеря находилась площадка для самолетов, а пленные японцы построили водонапорную башню, которая до сих пор стоит в с. Симферопольское. Лагерь просуществовал, по словам старожилов, до 1949 года. Историю лагеря озвучил, а также провел осмотр территории аким Симферопольского с/о Азамат Құрымбекұлы. В настоящее время ведутся переговоры с посольством Японии, в частности, с военным атташе, господином Саваи Тадаси, для дальнейшего изучения прибывания военнопленных японцев.

Степнякское лагерное отделение было организовано 14 июля 1947 года, просуществовало до весны 1953 года. Лагерь находился в городе Степняк. Обслуживал тресты «КАЗ Золото», в том числе рудники «Бестюбе», «Жолымбет»…

В основном добывали руду и уголь, т.е., работа велась на карьерах. Численность заключенных составляла в год основания 1700 человек. К весне 1952 года – доходила до 7000 человек. Управляющим треста «Каззолото», то есть начальником лагеря, был Лукинский М.А., в 1949 году – майор Синицкий В.С.

По словам очевидцев, в лагере находились военнопленные: японцы, венгры, поляки. Они строили больницы, ТЭЦ, комбинаты. Сегодн от лагеря остались только руины. Работа по сбору информации из источников об остальных лагерях продолжается.

Аманай СЕЙТКАСЫМОВ,

ученый-историк, координатор областной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Читайте также