17 мая на заседании Правительства РК министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев озвучил причины, тормозящие развитие животноводческой отрасли страны. По словам министра, к ним относится низкая обеспеченность кормовой базой, перекосы в государственной поддержке животноводства и дефицит специалистов. Как же работают животноводы на местах? Какие трудности есть сегодня у владельцев малых животноводческих хозяйств?
Семья Хоменко проживает в селе Покровка Атбасарского района уже 13 лет. Приняв решение увеличить поголовье скота, Хоменко переехали из Атбасара в сельскую местность, где территории больше и воздух чище.
— До переезда в Покровку мы держали до 50 голов свиней, были и две коровы. Ежегодно брали еще трех бычков на откорм. А пять лет назад мы обратились за кредитом в АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» для увеличения поголовья скота. Приобрели 7 телочек на доращивание. Разводить не планировали, но, так как сразу сдать их не получилось, в конце концов, занялись разведением, – рассказывает Оксана Хоменко.
По словам хозяйки животноводческой фермы, условия кредита были приемлемыми, ставка финансирования составляла не более 6%.
— Сейчас у нас 16 голов взрослого КРС. Вместе с молодняком — около 40 голов. От разведения свиней мы отказались, это стало убыточным. А сейчас замечаем, что и разведение КРС трудно назвать делом рентабельным, – поделилась она.
Фермеры-животноводы отмечают, что причина низкой рентабельности сферы кроется в подорожании кормов, а также малой закупочной цене на мясо от частных фирм по району. Есть и другие проблемы: отсутствие пастбищ и пастухов, удорожание сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов. Особенно непросто работать малым хозяйствам, у которых нет своих пастбищных угодий и гарантированной кормовой базы.
Однако в отделе предпринимательства и сельского хозяйства Атбасарского района рассказали, что над решением этой проблемы работают. В частности, при отсутствии пастбищ заключаются меморандумы между сельхохтоваропроизводителями и местным населением. Выручает животноводов и сотрудничество с крупными аграрными предприятиями в вопросах закупа кормов и сдачи КРС.
— ТОО «Әріп-Агро» закупает у нас телят «живым весом» то есть, производит оплату после взвешивания. В прошлом году мы сдавали КРС по 950 тенге тенге за килограмм. В текущем будем смотреть по осени, учитывая затраты на корма. Кроме того, директор ТОО идет нам навстречу и продает зерноотходы по приемлемым ценам. Это создает достаточно выгодные условия для работы, – отмечает Оксана Хоменко.
Жительница села Бастау Карлыгаш Айгужинова тоже занимается животноводством и владеет небольшим продуктовым магазином. По мнению предпринимательницы, особых проблем в уходе за скотом нет, если держать на подворье не более десяти голов КРС.
— У меня пять взрослых голов КРС, планируем увеличение молочного поголовья и реализацию молочной продукции. Приобретали скотину в 2017 году под 3% за счет АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», и сейчас единственная проблема для нас – ежегодное удорожание кормовых, – говорит она.
Конечно, для ведения животноводческого хозяйства требуется немало усилий и времени, а многие жители села, по их собственному признанию, занимаются животноводством не потому, что это выгодно, а в силу социальных причин или отсутствия другой профессии.
На недавнем заседании Правительства РК министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, совершенно справедливо отметив, что «недостаточная кормовая база – главный сдерживающий фактор развития животноводства», озвучил список мер, которые будут приняты в отрасли. В частности, отметил, что «для получателей субсидий по животноводству будут введены обязательные требования наличия мощностей по кормопроизводству и кормового поля в севообороте». В министерстве считают, что господдержка субъектов животноводства, работающих без гарантированной кормовой базы, нецелесообразна.
Решение логичное. Но, возможно, в дополнение к этим мерам нужно создать условия, при которых крупные хозяйства – получатели государственных субсидий – будут обеспечивать кормами мелкие животноводческие фермы, у которых собственных полей и кормовой базы нет…
Данияр Садвакасов.
Атбасарский район.