Разве может уйти дорогой человек, если…

«В класс вошла девушка с огромными зелеными сверкающими глазами – человек, который год за годом знакомил нас с настоящей литературой, учил рассуждать, думать и задумываться, исподволь готовил нас к взрослой жизни, в которой не всегда можно все разложить на «черное» или «белое», в которой нужно будет слушать и слышать сердце».

«Наша агитбригада, игра «Что? Где? Когда?», факультатив, на котором мы читали то, чего не было в школьной программе, наши задушевные разговоры и «секретики». Наталья Евгеньевна была всегда рядом, своя, настоящая, близкая».

«А я помню наш литературный кружок «ОЛИМП». Всегда рвалась туда, не пропускала ни одного занятия… Влюбленными глазами смотрела на Наталью Евгеньевну и впитывала интереснейшие рассказы о писателях и поэтах. Если она давала какое-то задание, мы соревновались, кто быстрее выполнит, чтобы она отметила. Боролись не за оценки, а за ее внимание… Наверное, и в педагогический пошла, потому что рядом был пример замечательного учителя».

Такой запомнили Наталью Крамаренко не только авторы этих строк Марина Однорог и Елена Неводничева, но все ученики замечательного человека, талантливого учителя, избравшего профессию однажды и навсегда.

Для коллег Наталья Евгеньевна стала примером человека яркого, творческого, для которого педагогическая деятельность – смысл жизни и существования.

Ее профессиональная судьба типична своей нетипичностью. Возможно, на первый взгляд это звучит несколько парадоксально. Но учитель русского языка и литературы Наталья Крамаренко каждую ступень своей деятельности сумела наполнить особым, неповторимым содержанием.

Учиться в педагогическом вузе – значит, стать участником театрального кружка, всерьез заниматься научной деятельностью. А на педагогической практике в лагере отработать не один, а три сезона. Работая в Абайской сельской школе – наладить работу «Клуба вожатых». Школьная вожатая в СШ №4 превратила пионерскую организацию в организацию самих детей, а не для детей, в школу гражданственности, самоуправления. Став учителем и классным руководителем сделала в школьном соревновании свой класс первым в параллели.

На посту организатора воспитательной работы школы Наталья Евгеньевна реализовала вместе с педагогическим коллективом идею «Клуба выходного дня», в котором большую часть кружков и секций вели старшеклассники и родители. дети приобщались к обустройству собственной жизни. Благодаря Клубу удалось оградить от «влияния улицы» значительную часть детей. А сколько детских талантов и способностей было выявлено, не сосчитать!

Работа завуча сложна тем, что основная ее часть направлена на работу с учителями, а результаты такой работы должны сказываться на результатах учебной деятельности детей. Работать со взрослыми всегда трудней, а работать в родной школе с педагогами, которые тебя учили, – сложнее вдвойне. Поэтому став завучем, Наталья Евгеньевна направила свои усилия на изучение, прежде всего, положительного опыта учителей школы. Она очень радовалась, что благодаря индивидуальной работе с педагогами и привлечению внимания к этой проблеме всего коллектива, учителя перестали бояться посещений, а наоборот, нередко приглашали ее посмотреть, как ими внедряются в ткань урока новые методы и технологии обучения. Это сейчас, по опыту деятельности НИШ никого не удивляет деятельность в школах объединенных команд «Lesson study» как формы сотрудничества между учителями одного класса, одного предмета, в рамках которого происходит совместная разработка, апробация и анализ внедрения инноваций. А тогда было внове, что учителя активно участвуют в анализе деятельности коллег, создают их блиц-портреты, а по сути – обобщают их опыт, находят инновационные подходы.

Еще одним рычагом повышения эффективности урока завуч Н. Крамаренко сочла новую форму организации методической работы, а точнее учебы педагогов на рабочем месте. Вместо скучных докладов на методических объединениях стали использоваться публичные и состязательные формы овладения педагогическими новшествами. В школе стали проводиться «Педагогические ринги», «Педагогические шоу», конкурсы на лучший нестандартный урок.

Энергичная, жизнелюбивая, Наталья Евгеньевна находила время и для своего профессионального роста, внедряла технологию коллективной деятельности на уроках литературы и опорных конспектов на уроках русского языка.

Много внимания уделяла она работе с молодыми педагогами, понимая, как нелегко им адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы, как требуется им хороший совет, понимание их проблем.

Причем стоит заметить, что все это происходило, по большей части, в сложных условиях социально-экономического кризиса, разразившегося в стране на рубеже веков, когда месяцами не выплачивали зарплату, когда менялась идеология, содержание образования. Своей активной деятельностью, направленной на повышение профессионализма, завуч Крамаренко внушала людям уверенность в завтрашнем дне, считая, что если каждый будет эффективно работать на своем рабочем месте, то и кризис будет быстрее преодолен.

Отдав более 25 лет административной деятельности в должности организатора воспитательной работы, завуч Наталья Евгеньевна вполне закономерно перешла на новый уровень своей педагогической деятельности, став старшим преподавателем областного института повышения квалификации. Она и здесь делала то, что ей нравилось больше всего – изучала и распространяла передовой опыт учителей области. За неполные 10 лет работы в ИПК ею самостоятельно и в соавторстве было выпущено 22 методических сборника, большая часть которых адресована сельским педагогам.

И в ИПК она была активным участникам многих нововведений, принимая активное участие в проведении «Ярмарок педагогических инноваций», организации областного конкурса на лучшую «Социально активную школу», в реализации масштабного эксперимента по внедрению педагогических технологий в образовательные организации области, открытию для пожилых людей при ИПК «Серебряного университета». Принимала участие в работе его художественной студии. На стене в ее доме висит картина, созданная там.

И это все – помимо основной нагрузки, проведения курсов повышения квалификации для филологов, гуманитариев, завучей и директоров школ, и даже для заведующих горОО и райОО.

В 2011 году за достижения в областных образовательных программах и проектах Наталья Крамаренко была награждена Нагрудным знаком «Ыбырай Алтынсарин» МОН РК.

После выхода на пенсию она еще четыре года проработала в «Центре независимой оценки качества образования». Вместе с коллегами по центру разрабатывала средства для проведения образовательного мониторинга в школах, готовила региональные материалы для Национального доклада о развитии образования в РК, подготовила сборник материалов по мониторингу.

Многие, кому посчастливилось встретиться с ней, быть ее учениками или слушателями, запомнили ее увлекательные уроки и занятия. Со многими учениками и слушателями курсов Наталья Евгеньевна поддерживала связь долгие годы. Ученики писали ей, особенно ребята из армии, а она бережно сохраняла открытки и письма, черпая в их благодарной силе энергию для педагогической деятельности.

А дома у нее чуть ли не каждый вечер был «малый педсовет». Совет и поддержка мужа, сыновей – это так важно для увлеченной своим делом женщины.

В последний год своей жизни Наталья Евгеньевна написала книгу своих мемуаров «Школьная ностальгия», в которой объяснилась в любви к педагогической профессии, к коллегам своей родной СШ №4 города Кокшетау.

В «Предисловии» она написала: «Школьная ностальгия» – это щемящая тоска по ушедшему времени. Для меня это не только тоска по детству и юности, это тоска по всей прошедшей жизни, потому что вся моя жизнь связана со школой».

Горько писать об этом замечательном человеке в прошедшем времени. Но: «Разве может уйти дорогой человек, если он остается в сердце»…

Татьяна ИБРАЕВА,

коллега, подруга.

Читайте также