Эта встреча с членами совета ветеранов Шортандинского районного отделения полиции проходила в музее местного отделения полиции, где мы предварительно ознакомились с его экспонатами. А нашими собеседниками в этот день были пенсионеры органов внутренних дел Куаныш Такишев и Жумабек Абдрахманов, которые поделились своими воспоминаниями о своих делах минувших дней, о службе в нелегкие времена экономического кризиса, трудностях, которые тогда им пришлось пережить…
— Я работал в службе дорожной полиции Шортандинского РОВД 15 лет до выхода на заслуженный отдых в 2017 году, — рассказывает Куаныш Айтменович. – До этого некоторое время трудился в столице в качестве сержанта дорожной полиции, а здесь начинал службу уже в звании лейтенанта. Это было очень нелегкое время, когда в нашем районе началось и велось строительство современного автобана. В те годы трасса была узкая с покрытием низкого качества, при этом количество движущегося по ней автотранспорта с каждым годом неуклонно увеличивалось. Достаточно сказать, к примеру, что при дневной норме в 5-7 тысяч единиц транспорта по ней ежедневно перемещалось 25-30 тысяч машин, как легковых, так и грузовых.
Обеспечивать безопасность движения в те годы было очень сложно. Мы испытывали большие трудности со служебным транспортом, которого катастрофически не хватало. В автопарке дорожной полиции были, в основном, старые машины УАЗ, позже появились «Нивы», но все они были морально и физически изношены. К этому добавлялись и трудности с ГСМ. Так что некоторым нашим коллегам приходилось нести службу в составе пеших патрулей, что сейчас, наверное, даже сложно представить.
Но шло время, строился автобан, сдавались в эксплуатацию развязки, которые снижали нагрузки при постоянно растущем движении автотранспорта. Положительные изменения происходили и в материально-техническом оснащении дорожной полиции, у которой появились новые автомобили «Жигули». Когда в 2017 году я вышел на пенсию, обстановка значительно улучшилась и уже не шла ни в какое сравнение с тем, что было в начале нулевых годов. Сегодня наши коллеги из дорожной полиции работают в гораздо лучших условиях во всех отношениях, и мне хочется пожелать, чтобы эта тенденция продолжалась…
Майор в отставке Жумабек Абдрахманов, проработавший в Шортандинском РОП ровно 27 лет, тоже с удовольствием вспомнил о прошлом.
— Я пришел на работу в наше районное отделение полиции 9 февраля 1978 года, а уволился в запас 9 февраля 2005 года, так что это весьма примечательный для меня день, — говорит Жумабек Серикович. – Конечно, хорошо помню 90-е годы – время экономического упадка и кризиса, в котором тогда находились и наша страна, и другие бывшие республики Союза ССР. Очень сложными были пять лет работы в качестве начальника отдела полиции в горняцком поселке Жолымбет, куда приехал на работу в 2000 году. Между прочим, тогда это было своеобразное мини РОВД со штатом в 27 человек, где была дежурная часть с тремя сотрудниками, два оперуполномоченных, постовые, даже служба миграционной полиции. Но время было очень трудное, условия работы — сложные. Люди мерзли в неотапливаемом здании, не было света, в общем, тягот было предостаточно, и настроение работать в такой обстановке было соответствующее. В таких же тяжелых условиях безработицы и массы бытовых трудностей находились и жители поселка.
Вступив в должность начальника отдела, я сразу взялся за решение проблем. Не раз ездил в Степногорск, встречался с тогдашним генеральным директором АО «Казахалтын» Асылбаевым. Мои просьбы не остались без внимания и поддержки, и скоро решилась, в частности, острая проблема с отоплением. Постепенно ситуация изменялась в лучшую сторону, пусть и не так быстро, как нам хотелось.
Главной «головной болью» для нас в то время были кражи из шахт золотосодержащей руды, и с этим бедствием было очень трудно бороться, ведь тогда работали не в полную мощность только две шахты, а подавляющее большинство горняков сидело без работы, людям в поселке приходилось очень тяжело. Многие безработные горняки старались всяческими путями проникнуть в шахты, чтобы украсть руду и хоть как-то добыть деньги на содержание своих семей.
Самым трудным в нашей работе было привлечь к ответственности нелегальных добытчиков золота, поскольку в законодательстве республики не было даже соответствующих статей. Мы могли задерживать таких людей только за незаконное проникновение на территорию охраняемого объекта. И при этом мы даже не имели возможности сами опускаться в шахты для обнаружения таких злоумышленников, право на это было только у службы безопасности предприятия. А поскольку в этом небольшом поселке люди, разумеется, хорошо знали друг друга, состояли в дружеских и родственных отношениях, то среди сотрудников охраны было немало тех, кто закрывал глаза на нарушения, пропуская в шахты «сватов», как в народе называли таких незаконных добытчиков золотосодержащей руды. Они спускались в шахты группами по 7-10 человек в полном горняцком снаряжении, там у них были помещения для жилья, запасы продуктов, все условия для приготовления пищи. Как правило, при разработке золотоносной жилы они работали парами, вручную молотком долбили руду и поднимали ее наверх.
В таких условиях нам, сотрудникам полиции, в случае острой необходимости приходилось, чего греха таить, искать разные обходные пути, чтобы спуститься в шахту. Однажды, когда в результате произошедшего обвала насмерть задавило рудой горняков, мне довелось побывать на глубине в 600 метров вместе с сотрудниками телевидения и спасательной службы. И такие несчастные случаи в те годы были нередкими, только в моей практике их было три. А все потому, что в стремлении добыть хлеб насущный люди сознательно шли на страшный риск…
В тогдашних сложных экономических условиях в Жолымбете и соседних поселках нередко случались и кражи скота. Как правило, его забивали и увозили в столицу для реализации… В 2004 году полиции района удалось ликвидировать крупную группировку таких скотокрадов. По ночам, когда бушевали сильные бураны, преступники подкупали и подпаивали сторожей, чтобы беспрепятственно выгнать в степь из ограждений коров или лошадей, а утром, когда животных загоняли на базы, обнаруживалась пропажа нескольких голов. Усилиями полиции удалось задержать группу скотокрадов в селе Елизаветинка — ныне это аул Бозайгыр, расположенный всего в 30 километрах от столицы. Промышляли тогдашние скотокрады и в поселке Дамса, где в советское время было сильное животноводческое хозяйство и содержались племенные коровы породы герефорд…
Сегодня все это в прошлом. Но у стражей порядка остались особые воспоминания об очень нелегких буднях, о службе на благо родного района, области, страны.
Чингиз Ташенов
Шортандинский район
Фото автора