— Переработать можно лишь то, что произведено, — эта бесспорная истина стала «красной нитью» заседания постоянной комиссии по аграрным вопросам и индустриально-инновационному развитию областного маслихата.
Посвящено оно было проблемам переработки сельскохозяйственной продукции. Именно проблемам. Победные реляции на заседаниях рабочих групп «не проходят». Причем, «кто виноват?» — отнюдь не главный вопрос, для депутатов областного маслихата, важнее найти ответ на вопрос «Что делать?».
Заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Хасым Иткусов привел данные, обсуждение которых и стало основой выводов и предложений. Следует отметить, что руководитель комиссии Умар Шоназаров сразу подчеркнул, что передаваться они будут не в Министерство сельского хозяйства, а непосредственно в Парламент РК. Потому что решение многих проблем требует изменений нормативно-правовой базы.
Сейчас в области действуют 73 крупных предприятия по переработке сельхозпродукции. Основную долю в их структуре занимает мясоперерабатывающая отрасль (52,3%). Далее следует молочная (17,4%), зерноперерабатывающая – 8,2%. Положительная динамика прослеживается практически по всем направлениям.
— Сегодня производство яйца пищевого превышает потребности области в 4 раза, мяса птицы – в 9 раз, муки – в 300, молока обработанного в 3,2 раза, картофеля – в 4 раза, — докладывал Хасым Латыпович.
У членов постоянной комиссии вопрос о причинах роста цен на эти продукты не возник. Факторов для этого – рост стоимости кормов, оборудования, электро- и водоснабжения… немало. Договорные обязательства инвесторов о поставках в другие регионы тоже исполнять надо.
Заметное снижение производства муки произошло из-за проблем с рынками сбыта. Вопрос об экспорте муки может решиться только на межгосударственном уровне. Здесь нужны слаженные усилия нескольких казахстанских министерств и ведомств. Депутатские запросы должны этот процесс ускорить.
Больше предприятий – больше налогов, рабочих мест… Их и могло быть больше, если бы… Главное препятствие – нет достаточного количества сырья. В данном случае – мясного и молочного скота, выращиваемых масличных культур…
Мощность построенных на территории области восьми предприятий по производству растительного масла рассчитана на 50 000 тонн продукции в год. В прошлом году произвели 21 000.
Загруженность предприятий по производству молочной продукции – 76 %, мясной – чуть больше 80%. Ответ на вопрос «Как ситуацию изменить?», кажется, очевиден: увеличивать количество поголовья. Люди, к сельскому хозяйству отношение имеющие (в составе комиссии именно таковые) знают, как непросто это сделать.
В объеме молочной продукции, доля произведенной на основе молока, собранного в ЛПХ, составляет более 50%. Создаваемые с помощью государства молочно-товарные фермы не полностью, но определенную часть ожиданий оправдали. И государственные субсидии за каждый сданный литр молока сыграли здесь ведущую роль.
Но сейчас идет речь о реформировании всей системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли. Возможно, это будут «длинные» кредиты под приемлемый процент или льготный режим налогообложения.
— Государственная поддержка останется в любом случае, — говорил Хасым Иткусов. — Но нужны встречные обязательства бизнеса. Многие предприниматели привыкли получать много, а отвечать по минимуму.
Планы отказаться от прямого субсидирования все серьезнее. Но что будет с проектами, которые изначально предусматривали наличие субсидий? Срок их окупаемости увеличится, если не в разы, то существенно. А сельхозбизнес и без того неохотно идет в переработку. Это требует больших инвестиций. И сверхприбылей ждать не приходится.
«К качеству молока, сдаваемого с личных подворий, очень много вопросов. Усилить контроль за работой МТФ». «Целесообразнее субсидировать развитие маточного поголовья». «Программу развития территорий надо передать в Минсельхоз». Это часть предложений, прозвучавших на заседании комиссии.
Но развивать маточное (и не только его) поголовье нужно там, где это целесообразно. На заседании, в частности, шла речь о том, что в Егиндыкольском районе есть программа решения проблемы с питьевой водой. А поить стада скота и в перспективе будет нечем. Но стоит ли в этом зерносеющем районе, численность населения которого едва достигает 6 000 человек, создавать откормочные площадки, наращивать поголовье?..
-Нужен учет региональных особенностей, — этот тезис депутат Беким Акимов доказывал, в частности, таким примером. В прошлом году вся страна помогала Атырауской и Мангистауской областям, где от бескормицы гиб скот.
-Но зачем его разводить в полупустыне, где испокон веков верблюдам воды не хватало, — говорил Беким Серикович. — И в нашей области нужна региональная привязка проектов.
Не только заводы по производству растительных масел страдают из-за нехватки сырья. Проекты не просчитываются должным образом, — констатировал Умар Шоназаров. — Затраты из местного бюджета при этом немалые: земля, инфраструктура. Проект «глохнет», люди лишаются работы – жители с претензиями идут к депутатам.
Одним из подтверждений этому члены комиссии назвали проект по развитию племенного козьего хозяйства в Зеренде: «Он изначально был убыточным, стоимость – завышенной. Сейчас для его продолжения нужны несколько сотен га орошаемой земли, другая инфраструктура – опять же за счет местного бюджета. Себестоимость продукции очень высока, большинству акмолинцев – «не по карману». Чтобы спасти проект, надо помочь с рынками сбыта».
На совещании не раз звучало когда-то часто употребляемое, а сейчас слегка подзабытое слово «кластер». К примеру в отношении картофеля, выращиваемого у нас в избытке. Но на прилавках магазинов он если и появляется, то вид имеет уже непрезентабельный. Причина – нет овощехранилищ. Говорят об этом не первый год. Но сейчас, по словам Умара Шоназарова, найден серьезный инвестор.
— Потому что не создан кластер, — таков ответ и на вопрос «Почему выбрасываются, сжигаются, гниют шкуры домашних животных?». Со всеми вытекающими последствиями для почвы, водоемов.
Не налажен прием шкур. Потому что сдавать их некуда, нет предприятий по обработке. А последних нет потому, что легкая промышленность у нас в состоянии плачевном. Кустарное и полукустарное производство сегодня рентабельным не может быть по определению.
Но хотя бы сбор и продажу шкур все в тот же Китай наладить можно? Ниша – огромная, но желающих занять ее пока не находится.
На ближайшей сессии областного маслихата анализ состояния и перспектив развития переработки сельскохозяйственной продукции продолжится.