Составляющие гармоничного развития

Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем новогоднем обращении к казахстанцам 2022 год объявил Годом детей. По его словам, «речь идет не о лозунгах и праздничных мероприятиях, а о конкретных мерах со стороны властных органов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения с целью защиты детства». Глава государства особо подчеркнул, что «гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения – это наша общенациональная задача».

О конкретной работе в сфере образования и воспитания в нашем регионе, о том, насколько выполняются задачи, поставленные Президентом страны в своем выступлении на январском заседании Мажилиса Парламента РК, о проблемах, намеченных планах и достижении целей мы беседуем со специалистами управления образования Акмолинской области.
Слово руководителю отдела дошкольного и общего среднего образования Асемгуль Сулейменовой.

— Асемгуль Тулехановна, почему дети учатся дистанционно и как устроиться в садик?

— Самая продолжительная III четверть началась на этой неделе в 552 общеобразовательных школах области. Согласно постановлению главного санитарного врача – в штатном режиме разрешена работа школ областного и районных центров до 600 учащихся, в том числе сельские работают в штатном режиме.

В школах областного и районного центров, в которых более 600 детей, обучаются с 1-го по 5-й классы в штатном формате, а с 6 по 11 классы – дистанционно. Все школьники на данный момент обеспечены компьютерной техникой, роутерами от организаций образования. Работа специальных, специализированных, дошкольных, внешкольных организаций продолжается в штатном формате, независимо от форм собственности.

Если у родительской общественности на сегодняшний день остаются вопросы по организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, мы, сотрудники управления образования, сообщаем, что у нас везде организованы горячие линии, работают коллцентры, в том числе при управлении. Номера телефонов можно увидеть в официальных источниках и в соцсетях.

— Не секрет, что в социальных сетях родители постоянно задают одни и те же вопросы: почему первоклассники и ученики вторых-пятых классов учатся в штатном формате, неужели они меньше болеют, чем дети среднего звена и старшеклассники?

— Это связано с тем, что дети начального звена и пятиклассники при дистанционном обучении нуждаются в помощи родителей, которые работают и не имеют свободного времени. Третья четверть решающая в году, и только из этих соображений принято такое решение главным санврачом РК, и затем уже нашей области.

Напоминаем, что согласно постановлению, если ребенок вакцинирован от КВИ, то он может продолжить учебу в штатном режиме. Данная мера, конечно же, временная, действующая на период стабилизации эпидемиологической обстановки в нашей области.

— Помнится, еще недавно было достаточно проблематично работающим родителям устроить ребенка в детский сад. Как сейчас обстоят дела по этой актуальной проблеме?

— Данная государственная услуга уже несколько лет осуществляется через ЦОНы. Как только родился малыш, родитель сразу же может воспользоваться этой услугой. А уже по достижении определенного возраста как раз подойдет время для зачисления ребенка в детский сад. Причем сейчас функционируют и ясли, куда принимают деток с двух лет. Данный процесс абсолютно прозрачен, проблем с этим нет.

На сегодняшний день в области действуют 599 дошкольных организаций, которые посещают более 235 тысяч детей. И у любого родителя есть выбор: отдать ребенка в государственный или частный детсады, при этом, конечно, учитываются шаговая доступность, престиж и хорошие отклики.

От школьного самоуправления до дебатов

Об организации дополнительного образования рассказала главный специалист Айгуль Магавина:

— В области действует 51 организация дополнительного образования: центры детско-юношеского творчества, музыкальные и художественные школы, спортивные школы и 4 дворовых клуба в Есильском районе, в которых занимаются 20453 ребенка. Дети посещают кружки художественно-эстетического, прикладного, технического направлений и спортивные секции (например, шахматы, волейбол, национальные виды спорта).

А для полноценного охвата детей дополнительным образованием, для тех, кто не имеет возможности посещать организации дополнительного образования, находящиеся в районном центре, функционируют кружки и секции при каждой школе. Таким образом, около 109 тысяч детей занимаются в 4187 кружках и 2887 спортивных секциях при школах в районах.

В настоящее время мы начали работать по национальному проекту «Білімді ұлт» сапалы білім беру» («Качественное образование. Образованная нация»). Помимо занятий в кружках и секциях, дети участвуют в мероприятиях различных уровней – районного, областного и республиканского.

По линии МОН РК проводятся 13 мероприятий творческого и технического направлений. К сожалению, почти полтора учебных года такие мероприятия проводятся онлайн. Спортивное, туристическое и военно-прикладное направления координирует центр детско-юношеского туризма, краеведения и экологии. По 13 видам спорта, начиная с легкой атлетики и заканчивая зимними видами спорта, проводятся спартакиады среди школьников и студентов – «Жастар», «Намыс», «Кезен» и «Жігер».

По словам специалиста, среди молодежи набирает обороты дебатное движение, причем среди учащихся разного возраста. Если по итогам 2020-2021 учебного года в области насчитывались 156 дебатных клубов, то на конец 2021 года уже 348. Именно для участников дебатных клубов облуправлением образования в начале года проводились тренинги, куда приглашались спикеры республиканского учебно-методического центра дополнительного образования при МОН РК, Павлодарской и Костанайской областей.

Кроме того, созданы опорные дебатные клубы, которые курируют закрепленные за ними районы. Так как в них состоят опытные дебатеры, умеющие проводить тренинги, семинары и турниры, они помогают новичкам – тем, кто только открыл клуб или вступил в дебатное движение.

— Впервые прошлым летом прошел турнир на кубок акима области. В этом году планируем провести второй дебатный турнир на кубок. Причем мы практикуем турниры на трех языках – государственном, русском и английском. В английской лиге на об-ластном этапе участвовали дети лицея-интерната «Білім-инновация», школьники Бурабайского района и города Степногорска. Победители приняли участие в борьбе за кубок акима. Буквально в конце января пройдет дебатный турнир среди студентов колледжей, но, к сожалению, в онлайн-формате, — рассказала Айгуль Сагынбаевна.

По инициативе министра образования реализуется проект школьного самоуправления. Наверняка, многим родителям он знаком из школьной жизни. В современном проекте задействованы только дети: выбирается президент школы. Затем создаются фракции, так называемые министерства. Школьное самоуправление действует в 493 школах. Кроме того, по инициативе министра в школах существуют детские представительства.

Их главная задача представлять и защищать права и интересы детей. Они входят в состав школьного самоуправления. 21 детский представитель от каждого района вошел в состав республиканского детского представительства при МОН РК.

Основные планы по дальнейшей работе: после подготовки нормативных документов скоро начнется реализация государственного образовательного заказа на дополнительное образование. В нем будут участвовать организации, предоставляющие допобразование: начнут работу творческие кружки и спортивные секции. Самое главное – это поможет родителям (не имеющим возможность платить 5-7 тысяч тенге, например, за карате) водить ребенка в секцию за счет государства.

Учителей хватает?

О таком немаловажном вопросе, как качественный кадровый состав педагогов, имеется ли на данный момент его дефицит, мы побеседовали с руководителем отдела организационно-контрольной и кадровой работы Гульмирой Алиевой.

— Острого дефицита в кадрах в середине года нет. Обычно он ощущается в начале учебного года. Мы формируем заявку, а районы предоставляют действительную потребность.

На сегодняшний день 400 студентов обучаются по гранту акима области. В прошлом году выпустили первых грантников – 92 специалиста. Плюс по поводу вакансий обращаются выпускники, получившие педспециальности по грантам, которые обязаны отработать 3 года. Как правило, к началу учебного года в организации образования прибывают более 1000 педагогов, из них в прошлом году 567 – молодые специалисты.

Маленькая нагрузка (4-5 часов) распределяется за счет уже имеющихся совместителей или опытных высококвалифицированных педагогов, недавно вышедших на пенсию. Поэтому не надо думать, что дефицит кадров существует постоянно. У людей изменяются семейные обстоятельства, места жительства, возникают другие причины – эти потребности закрываются за счет свободных вакансий.

В апреле будет уже видна реальная картина, где и какие педагоги требуются. Правила приема педагогов осуществляются на конкурсной основе (кстати, они не распространяются на малокомплектные школы). Вновь прибывшим специалистам оказывается социальная поддержка. Они заключают договоры и имеют право на беспроцентный кредит на приобретение или строительство жилья и подъемные, которые надо будет отработать. При этом неважно, при-ехал опытный специалист или молодой.

В 2021 году 476 специалистам, кто прибыл в сель-скую местность, были выделены 138 млн тенге подъемных и 244 специалистам выданы кредиты на 1 млрд 47 млн 623 тыс. тенге на приобретение и строительство жилья.
Что характерно: если раньше на образовательный грант акима области шли претенденты с низким баллом по итогам ЕНТ (не прошел на какую-то специальность – идет на педагогическую), то в прошлом году все изменилось. Конкурс стал по-настоящему конкурентоспособным: минимальный проходной балл – 76, желающих стало гораздо больше.

А в целом, как отмечает специалист, с введением статуса педагога и материальной поддержки профессия педагога действительно становится востребованной. Государство предоставляет все условия для эффективной работы: достойную зарплату, подъемные, возможность устроить детей в детский сад без очереди, 5-дневную рабочую неделю. Поэтому самое необходимое сейчас – это плодотворно работать на результат.

Сироты одни не остаются

Почему случается, что приемные родители возвращают в детские дома осиротевших юных акмолинцев, как они адаптируются в новых условиях проживания, рассказала главный специалист управления образования Арай Абенова:

— Из 205 тысяч несовершеннолетних детей, проживающих в нашем регионе, 1500 относятся к категориям дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (если они умерли или лишены законных прав). Более 80% из них проживают в семьях. К сожалению, часть детей – это воспитанники детских образовательных организаций для детей-сирот.

В детских домах региона воспитываются порядка 200 детей. В Аккольском детском доме живут 94 ребенка, которые подлежат передаче под опеку в семьи. В Сандыктауском центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (51 ребенок), проживают дети, родителям которых дается шанс на исправление и возвращение ребенка в родную семью. Для этого семьи оздоравливают, с детьми отрабатывают моменты в упущении учебы, оказывается психологическая помощь, а также обеспечиваются питание и проживание за счет государства. Там же находятся дети с девиантным поведением, склонные к попрошайничеству, бродяжничеству.

В специальном комплексе – детском саду-школе-интернате с. Урюпинка – 54 ребенка, в том числе с диагнозами, требующими особых образовательных условий. А также в Доме юношества «Жастар» г. Степногорска – организации, в которой дают путевку в жизнь выпускникам детских домов от 16 до 23 лет. Их поддерживают во время обучения, помогают в трудоустройстве и социальной жизни.

С 2018 года продолжается тесное сотрудничество госоргана с общественным фондом «Ана үйі» – «Дом мамы». В его рамках реализуется проект «Балажан». Он, как глоток свежего воздуха для наших педагогов и воспитателей: на базе детских организаций действуют несколько служб, которые обучают наших педагогов созданию домашних условий для детей, работают с проблемой профессионального выгорания педагогов, повышают квалификацию, ведут курсы сопровождения и укрепления семей.

Акмолинская область разрабатывает пилотный проект в сфере развития новой формы семейного воспитания, который называется «Профессиональная приемная семья». Его аналогов в республике пока нет. После окончания подготовки нормативно-правовых актов это будет альтернативная форма семейного устройства наряду с опекой и попечительством, патронатом и усыновлением.

— Какие проблемы необходимо решить в первую очередь?

— С 2013 года дети-сироты обеспечиваются жильем (не менее 20% от сдаваемого жилищного фонда в целом). На сегодня данная норма закона выполняется: 88 детей, независимо от возраста, в порядке очереди уже получили собственные квартиры. Однако нехватка жилья ощущается остро: до сих пор около 2000 граждан из данной категории, достигших совершеннолетия, нуждаются в решении жилищного вопроса.

Как известно, детские дома закрываются только в том случае, если детей забрали в семьи. Однако проблема состоит в том, что взрослые люди, которые еще вчера горели желанием усыновить мальчика или удочерить девочку, не рассчитывают свои физические или моральные возможности и буквально после недельного совместного проживания возвращают детей в детские дома, либо в опекунской семье ухудшается материальное положение.

Спрашивается, о чем думали, зачем брали? Например, в г. Степногорске семья, воспитывающая 4-х приемных детей, потеряла кормильца. Так как мама сама не может содержать большую семью, дети были вынуждены вернуться в детский дом. Поэтому подбор семьи также остается одним из главных проблемных вопросов.
Как положительный фактор следует отметить, что все выпускники детских домов используют льготы при поступлении в учебное заведение и обучаются по грантам бесплатно.

Квалифицированные специалисты выходят из колледжей

Так считает заместитель руководителя облуправления образования Валерий Гамазов:

— В рамках национального проекта «Качественное образование. Образованная нация» для системы технического и профессионального образования определена задача предоставить бесплатное техническое образование выпускникам 9-х классов. В связи с этим поэтапно увеличивается госзаказ. Сегодня он составляет около 6000 мест.

В текущем году планируется, что республика будет финансировать дополнительно 1000 мест. Второй основной задачей является обновление образовательных программ, реализуемых в системе ТиПо. В 2021 году в закон об образовании внесены поправки: колледжи, как и вузы, получили академическую самостоятельность, т.е. теперь в рамках государственного обязательного стандарта образования колледжи имеют право вносить изменения в учебную программу по подготовке того или иного специалиста. Ранее такого права не было, прежние типовые программы отставали от реального положения дел, и это не давало возможности своевременно реагировать на запросы и изменения на рынке труда.

Технологии меняются очень быстро, внедряются новые производства, открываются новые технологические цепочки в машиностроении, строительстве, изменяются механизмы, материалы. Теперь колледжем вместе с работодателем, для которого готовится будущий специалист, в образовательные программы могут вноситься изменения, и они адаптируются с конкретным ориентиром на предприятие, где он будет трудиться.

Эти программы разрабатываются каждым учебным заведением совместно с социальным партнером и проходят соответствующую экспертную оценку. Если программа соответствует всем критериям, она вносится в реестр образовательных программ, получает отзывы работодателей. Это очень большой шаг. Сегодня в нашей области работают 32 колледжа, в которых обучаются около 22 тысяч студентов по 97 специальностям и 169 квалификациям.

Спектр специальностей охватывает все отрасли экономики страны: сельское хозяйство, горнорудную промышленность, машиностроение, сервисные специальности, строительство, культуру, медицину, образование и другие. 26 государственных и 6 частных колледжей ориентируются на спрос работодателей, потому что основным критерием в работе является, конечно же, трудоустройство выпускников.

Мы считаем, что по этому показателю колледжи области работают успешно: по итогам 2021 года доля трудоустроенных составила почти 73%, и это неплохой результат, потому что увеличилась доля выпускников, которые после окончания колледжей поступают в вузы. Чтобы показатель трудоустройства был более высоким, в систему подготовки кадров внедряется принцип дуального обучения – уменьшается доля теоретического обучения (когда 40% знаний дается в аудиториях) и увеличивается практическое обучение (более 60% – на предприятиях).

Проводится большая работа с социальными партнерами: заключается трехсторонний договор между колледжем, работодателем и студентом, отрабатывается программа обучения, создается ученическое рабочее место, закрепляется наставник. В течение работы на предприятии мастера производственного обучения должны сопровождать учащегося.

Некоторые предприятия очень активно участвуют в этом процессе и оплачивают студентам практику, а за это время они присматриваются к практикантам и могут выбрать из нескольких ребят добросовестного и талантливого будущего специалиста. В 27 колледжах эта система активно работает.

Совместно с предприятиями, палатой «Атамекен» планируем увеличивать долю студентов, вовлеченных в эту работу за счет взаимовыгодного сотрудничества. В рамках подушевого финансирования колледжи могут доплачивать предприятию за наставничество, хотя, конечно, суммы небольшие, но они являются определенным стимулом для наставника, закрепленного за студентом.

Проект «Жас маман»

Говоря о развитии ТиПО, необходимо остановиться на реализации проекта «Жас маман». Он распространяется только на государственные колледжи. В данный момент в нем участвуют 11 учебных заведений. Это ведущие, крупные колледжи. Одними из критериев отбора участия в проекте являются доля трудоустройства, качество педагогического состава, наличие современных специальностей, востребованных на рынке труда.

— Первый этап проекта уже завершен, по его итогам из республиканского бюджета выделено финансирование на приобретение современного обучающего и производственного оборудования. Уже закуплено, установлено и внедрено в учебный процесс передовое оборудование, на котором можно готовить специалистов не вчерашнего дня, а завтрашнего, что позволило приблизить подготовку специалистов по стандартам мирового уровня, — поделился Валерий Георгиевич.

Здесь уместно сказать, что при покупке оборудования ориентировались прежде всего на стандарты, которые применяются в международном движении «WorldSkills». Наша республика присоединилась к нему с 2015 года.
— Планируем активно развиваться в этом направлении.

На республиканском чемпионате «WorldSkills Kazakhstan» акмолинцы вошли в тройку призеров. Успешные участники получают стимул и большие преференции при поступлении на работу в ведущие компании. А для колледжей это дает огромную возможность перенять международный опыт при подготовке профессиональных кадров.

Кроме того, внедряется в учебный процесс практика демонстрационных экзаменов. Уже несколько лет выпускные экзамены наши выпускники сдают перед экзаменационной комиссией, которую возглавляют соцпартнеры – представители профильных организаций или предприятий. Таким образом определяются новые подходы в итоговой экзаменационной аттестации, т.е. подготовка не только дипломной работы, но и демонстрационный экзамен активно применяется для тех ребят, которые получают рабочие специальности.

Например, будущие «технари» должны выполнить работу по представленному чертежу, т.е. это не теоретическая сдача экзаменов, а практическая демонстрация своих умений и навыков.

Доступность качественного образования, увеличение госзаказа на бесплатное обучение для ребят, поступающих после 9-го класса, новые образовательные программы, дуальное обучение, создание новых производственных мастерских и лабораторий с современным оборудованием, и создание на базе колледжей центров компетенций – основные задачи на ближайший период в рамках национального проекта «Качественное образование.

Образованная нация». Тогда другие колледжи смогут на базе 11 колледжей, участников проекта «Жас маман», получить дополнительную возможность внедрять у себя новые программы и перенимать опыт работы, стажироваться и использовать накопленные знания в своем учебном процессе, — подытожил заместитель руководителя облуправления образования Валерий Гамазов.

Фотографии предоставлены облуправлением образования.

Читайте также