«В диком поле половчанку полонили…»

Эти красивые и мелодичные, как перекаты ручья, строки Олжаса Сулейменова – из его поэтических размышлений о далеких временах, осознания своей связи с историей. Предания старины глубокой оживают и на полотнах этой удивительной мастерицы, которая от одной своей работы к другой ведет нас в познаваемый ею и всегда прекрасный мир настоящего, прошлого и будущего…

Умение видеть в скрижалях истории лучшее – героическое, поэтическое, духовное – идет от мудрости и щедрости ее сердца. Она хочет рассказать своим современникам о том, чем стоит дорожить, что объединяет, греет душу, ведет ее вперед.

Укужан Калиакпаровна Ементаева к своему восьмидесятилетию пришла с осознанием того, что сегодня очень важно не только познать свою историю, но и постараться вобрать в себя ту главную мудрость предков, что прославила их в веках как сильных, мужественных и в то же время открытых, щедрых, гостеприимных и милосердных, понимающих душу другого человека.

Поверьте, среди сонма тех, кто выдергивает из прошлого только черные ее страницы, несущие свет – редкость, но как к ним тянутся люди!
…В ее доме все стены в творческих полотнах, на которых ее рассказ о том, как прекрасен мир во все времена, сколько в нем любви, веры, надежды…
А еще в них живет дух древнего святого Тенгри, которому молились ее предки, чьи добрые вечные истины выделяли их среди других своей духовностью. В доме казахов всегда было место путнику, а среди лучших качеств ценились участие, сострадание, добрососедство…

— Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков, — рассказывает Укужан Калиакпаровна, — это высшее достижение духовной культуры нашего народа, его мудрость, возвышение человека. Вера у людей может быть разная, и она всегда достойна уважения, оскорблять Бога, которого почитают люди другой религии, – это кощунство, непонимание вообще духовной культуры.

Сейчас я завершаю свое полотно о древней стране шумеров, что находилась много веков назад в Месопотамии, в культуре которой отголоски, тотемы и наших предков, тюркских народов… Это так увлекает, подтверждает духовную близость людей на земле, создавших великую цивилизацию…

Воплощая на своих полотнах идеи тенгрианства, мастерица всегда подчеркивает, что судьба человека зависит от него самого: каковы его поступки, таково будет и отношение к нему Всевышнего, утверждающего среди главных человеческих законов помощь и поддержку друг друга.

— Из-за коварного коронавируса минувший год прошел в тревоге за близких, статистика заболеваний была удручающей, и я молилась о спасении людей, — делится моя собеседница. — Старалась в своих работах отразить красоту и силу мира, его способность победить все преграды.

Увлечению историей способствовало и мое окружение, брат, занимающийся наукой, и муж Маман, журналист, писавший о древней истории нашего народа. С удовольствием наношу сохранившиеся в веках старинные узоры наших бабушек на свои изделия, вышиваю в основном на исторические темы. Меня вдохновляет мысль, что, увидев эти работы, молодежь хоть немного, да и вникнет в мудрое прошлое своего народа. И эта моя цель дает духовную и физическую силу.

Укужан в разговоре неизменно, нет-нет, да и вспомнит своих родителей, деда Шаймергена Айтмагамбетулы. В Сырымбете у него был сосновый дом из шести комнат, в одной из которых сельские дети изучали азы мусульманской религии. Затем этот дом отдали под школу с четырехлетним образованием, а в самом селе был организован колхоз. Родители Укужан были очень трудолюбивы, во время Великой Отечественной войны семья отца отвечала за содержание табунов лошадей и отправку их на фронт, за что имела грамоты. А ночами отец сельчанам шил сапоги, а еще – мастерски обрабатывал шкуры овец, коров, лошадей до податливости сукна. И мать слыла первой рукодельницей, умела сшить все, от головного убора до тулупа. Все были им очень благодарны: и жившие в селе казахи, русские, и представители различных депортированных этносов, с которыми в те тяжелые времена жили как одна семья, перенося тяготы сурового времени и ожидая долгожданной победы.

Между сельчанами были очень теплые дружеские отношения. Их сосед дядя Федя Попов, заведующий фермой, очень уважал мастеровую семью, в которой дети унаследовали таланты родителей. А Укужан называл не иначе как доченькой. И она очень любила эту приветливую семью, почитала их как родных, восхищаясь их умением вырастить огромный фруктово-ягодный сад – гордость всего села. А когда дядя Федя перенес инсульт, поехала помочь им. Как же они были рады, сколько сил вдохнула эта встреча! Вспоминали родителей Укужан, их друг так и сказал, что таких благородных людей редко встретишь…

— Вот оттуда, от моих корней, и идет мое отношение к человеку, невзирая на национальность и вероисповедание, — признается она, — когда моя мама ночами шила при лампе, ей подчас говорили, зачем ты себя изматываешь шитьем за «спасибо», она отвечала: «Пусть благодарность людей дойдет до Тенгри, и Бог облагодетельствует моих детей! Так и жила моя любимая апа, веря в добро, неся свет, и я тоже стараюсь: дарю сшитые покрывала, настенные коврики, панно, корпе, чтобы в домах людей оживали древние казахские узоры, согревали их мудростью веков… Я верю в счастливое будущее нашей страны, богатой недрами и прекрасными людьми.

Семья ее была глубоко верующей, дед открыл медресе, был в Мекке, отец стал муллой. Он выполнял свою миссию строго, как предписывал Коран, читая молитвы по усопшему всю ночь и до сорока дней, не брал денег. И даже отдавая своих дочерей замуж, не брал калым, говоря, что в Коране об этом ничего не написано. Как реликвию, он хранил свой огромный старинный Коран, и когда люди просили объяснить значение той или иной суры, он читал по-арабски и подробно им все разъяснял. А еще – помогал всем, чем мог, людям в голодные годы войны, был очень добрым и отзывчивым человеком, большим тружеником, даже стал делегатом второго Всеказахстанского съезда передовиков животноводства. То удостоверение семья хранит по сей день.

…Ее работы экспонировались на многих выставках здесь и в столице. Украшают они квартиры детей и внуков, многочисленной родни и друзей, которые с большим уважением относятся к ней и от всего сердца радовались вручению ей медали «30 лет Независимости», она это заслужила. Укужан любит принимать у себя друзей, и они согреваются душой у ее очага. Улыбается: «В моем имени «Уки» переводится как сова, а «Жан» – жизнь, душа, значит, душевный человек. Перьями совы, филина украшают разные изделия, используют как талисман. Вот я и украшаю свою жизнь искусством. Стараюсь быть жизнелюбивым человеком, несмотря ни на что, не реагировать на разные досадные мелочи, радоваться жизни, она ведь действительно прекрасна. С детства танцую самые разные танцы: казахские, индийские, цыганские, арабские, русскую плясовую. И сейчас на свадьбе внуков могу удивить не только своими работами, но и танцем.

У казахов есть пожелание: «Пусть твоя звезда всегда сияет», — вот и хочется жить так, чтобы твоя звезда не потускнела, а горела, сияла, звала за собой, а может, для кого-то стала путеводной…»

Александра МЯКОТА.

Читайте также