В этом году дети должны были сесть за парты 10 новых школ, вошедших в Дорожную карту по исполнению предвыборной программы партии «Nur Otan» «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» по Акмолинской области.
Но на совместном заседании комиссии партийного контроля и общественного совета по противодействию коррупции заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов подтвердил, что из девяти школ, строительство которых финансируется из госбюджета, сданы всего шесть. Остальные три войдут в число строящихся сегодня 18 объектов, 12 из них планируется завершить в будущем году.
Сколько для этого понадобится средств сверх уже запланированных, сказать сложно. Стройматериалы, отдельные виды работ дорожают стремительно. А если еще проекты корректировать, как это, увы, нередко бывает, то суммы дополнительных расходов могут быть весьма внушительными.
Вошедшая в дорожную карту частная школа в Кокшетау построена во-время и без проблем. Как, собственно, любой объект, возводимый на коммерческой основе. Почему вновь и вновь проблемы возникают там, где заказчиками выступают городские и районные отделы строительства, участники заседания пытались разобраться на примере «срыва строительства школы на 120 мест в с. Отемис Целиноградского района и Учебно-воспитательного комплекса в г. Кокшетау».
Ожидаемо, что наиболее часто звучали слова «подрядчик», «проектировщик»… Как, собственно, и во многих материалах нашей газеты, посвященных это проблеме (см. АП от 24.11.2021 «Кто ответит за ошибки», 15.11.2021 «Проектировщик виноват. Но только ли он?»). Но не менее часто на сей раз звучало и слово «заказчик».
— Причина срыва ввода в эксплуатацию школы на 120 мест в с. Отемис Целиноградского района – недостаточный контроль и ряд упущений в ходе реализации проекта со стороны заказчика, — констатировал на заседании заместитель руководителя областного управления строительства Ермек Карагаев. — В отношении подрядчика (Производственный кооператив «АСПАП») мер по взысканию неустойки не предпринял, иск в суд не подавал. Договор не расторг.
В итоге неосвоенные подрядчиком 212 млн тенге были направлены на строительство школы в селе Раздольное. А в селе Отемис сокращения трехсменного обучения в этом году так и не произошло.
Вопрос «Кто понес ответственность?», к сожалению, приобретает уже риторический характер. Никто. Более того, от этого незавершенного объекта первоначальный заказчик – отдел строительства Целиногорадского района – избавился. Теперь заказчиком выступает областное управление строительства, его специалисты и будут ликвидировать упущения, допущенные коллегами.
Как и в случае с другим объектом – учебно-воспитательным комплексом, строящимся у Красноярской трассы в г. Кокшетау.
«Борода» этой истории «начала расти» пять лет тому назад. По договору, заключенному с заказчиком – отделом строительства г. Кокшетау – подрядная организация ТОО «НИКС Инжини-рингГрупп ИВ» 25 ноября 2016 года начала закладку фундамента. Нулевой цикл закончен в январе 2017 года. В июле – просел фундамент. По словам Ермека Карагаева, «была допущена халатность. На стадии проектирования не были учтены рекомендации геологов».
Получается, что халатность была допущена проектировщиками и представителями заказчика, проект принявшими. Но в итоге отвечать за это приходится подрядной организации. Причем, как принято говорить «в рамках существующего законодательства». Претензии, поданные после начала строительства, к рассмотрению не принимаются. Работы, проведенные в рамках уже выделенных средств, корректировке не подлежат. Затраты, понесенные до корректировки, не возмещаются.
В январе 2018 года ТОО, в соответствии с рекомендациями технадзора, за счет собственных средств демонтировало фундамент, провело работы по усилению грунтов основания. Ленточный фундамент заменили на свайный. Установка свай привела к дополнительным затратам. ТОО затратило на это 78 млн тенге. Плюс коснувшееся всех нынешнее подорожание строительных материалов. Стоимость проекта выросла на 60-70%. Почти готовый объект и в этом году сдать не смогли.
В итоге новый заказчик – областное управление строительства – обращается в суд с исковым заявлением о признании ТОО «НИКС ИнжинирингГрупп ИВ» недобросовестным поставщиком услуг и взыскании неустойки.
На неизбежный вопрос «А что с проектировщиками?» – ответ, из которого следует: «Ничего». То есть проектируют и дальше. В ходе судебных разбирательств, возможно, будет привлечена третья сторона – проектная организация. А, возможно, и не будет.
И уж наверняка не привлекут к ответственности руководителя отдела строительства, поставившего свою подпись под договором в 2015 году.
Объективности ради скажем, что сегодня речь идет о том, чтобы заказчиком строительства всех объектов образования по всей стране выступали именно областные управления. Видимо уровень квалификации, профессионализма и ответственности сотрудников отделов строительства вызывает вопросы не только у нас.
Но с другой стороны, мы говорим о развитии местного самоуправления, о переносе центра тяжести в принятии решений по вопросам развития регионов на уровень местного сообщества. И в то же время подобными решениями усиливаем централизацию.
А что районные и городские отделы строительства? Будут их сотрудники работать над повышением чувства ответственности? Будут повышать свой уровень квалификации?
— Будут. Но в том случае, если на законодательном уровне введут принцип регрессной ответственности государственных служащих, — таков один из выводов, сделанных на заседании комиссии партийного контроля. — Чтобы каждый знал, что за принятое однажды решение придется отвечать и через годы, независимо от того, где и кем теперь работает допустивший ошибку, проявивший халатность работник. Уж очень велика их цена.
Претензии, поданные после начала строительства, к рассмотрению не принимаются.
Работы, проведенные в рамках уже выделенных средств, корректировке не подлежат.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.