Самый востребованный доктор

Сегодня это пульмонолог. Два года пандемии показали, как важно сегодня попасть к знающему специалисту, который и в период болезни правильно распишет тебе лечение, и после перенесенного COVID-19 даст дельные советы, которые облегчат различные его осложнения. Фтизиопульмонолог Тамилям Нурдуновна Шаяхметова – именно такой доктор. Двери ее кабинета не закрываются допоздна, в отделении фтизиопульмонологии первой кокшетауской городской поликлиники она ведет прием и взрослых, и детей…

Она прекрасно понимает их. Огромный опыт работы с тяжелыми больными, постоянное профессиональное совершенствование подсказывают ей и в нынешней нестандартной ситуации, в которой все мы оказались впервые, наиболее верные решения.

Как пришла в профессию? Росла ребенком болезненным, родители всегда говорили, что спасли ее только врачи, благодаря им выжила. Как тут не захотеть тоже стать доктором? Окончила Алма-Атинский мединститут, стала фтизиатром. И такую специализацию тоже выбрала неслучайно: после того, как ее любимая тетя умерла от запущенного туберкулеза. Это был 1985 год, тогда вспышка опасной инфекции унесла тысячи жизней.

Нужны были новые силы, системный подход к лечению этого тяжелого заболевания. И она стала одним из тех энтузиастов, кто взялся за это. Муж – военный, не был в восторге от ее постоянной занятости на работе, но когда узнал, каких успехов ей удается добиваться в лечении больных, порадовался за нее. Конечно, туберкулез – заразное заболевание, но если соблюдать эпидрежим, опасности нет. За 35 лет работы с тяжелыми больными такого не случилось.

«Пандемия COVID-19 перевернула вверх дном все человечество. По-другому не скажешь, — говорит моя собеседница, — коронавирус смертельный, неизученный, он продемонстрировал очевидное: мы все зависим друг от друга, весь мир может спастись или погибнуть, если мы не поможем друг другу. Сложности были и в нашей фтизиатрии, мы практиковали уже видеолечение и во время пандемии сделали на него ставку. Правда, проблемой все еще остается лечение больных без определенного места жительства, продолжающих заражать население, ее надо решать.

Как раз во время пандемии закончился ремонт в отделении, в ходе которого были учтены все моменты инфекционного контроля, поэтому по организации противоэпидемических мероприятий вопросов не было. По долгу службы мы всегда были обеспечены респираторами, противочумными костюмами, кварцевыми лампами. Больных коронавирусом сразу стали лечить в противотуберкулезных диспансерах – там созданы все условия для борьбы с опасной инфекцией. Перед пандемией я получила специализацию пульмонолога, и она очень пригодилась в это сложное время.

Было тяжело. Высокая смертность, отсутствие протоколов лечения создавало панику не только среди населения, но и среди медиков тоже. Это было, как на войне: мы не знали, когда прогремит следующий «залп». В голове всегда вертелась одна мысль: как бы не заболеть и не заразить своих близких. Было и страшно, и напряженно, но все друг другу помогали, никто ни разу не сказал: мой рабочий день закончился, я ухожу… Слава Всевышнему, вскоре появились ПЦР-тесты, алгоритмы лечения, и мы стали меньше терять пациентов от этой страшной болезни, научились лечить.

Даже в самые тяжелые моменты мы старались сохранять спокойствие, чтобы пациенты чувствовали, что они в надежных руках. Иногда человеку при этом заболевании было трудно не столько физически, сколько психологически, мы это понимали, и в каждом из наших медиков открылся дар психолога. Поговоришь с человеком, подержишь за руку, и он успокаивается. Как никогда мы все осознали, как важны внимание и забота в такие моменты…

Пандемия потребовала и работы в экстремальной ситуации, и принятия экстренных решений: сегодня врач должен быть и профессионалом, и человеком добрым, милосердным, коммуникабельным, находить такие слова для пациентов, чтобы они сами помогали в лечении, настраивались на лучший исход болезни».

Впрочем, сейчас докторам приходится изучать еще одну сторону коронавируса – лечение постковидных синдромов. Многие, переболев, прошли лечение в реабилитационных центрах Щучинска и Кокшетау, многие осваивают программу реабилитации в своих поликлиниках. Что надо взять сегодня на вооружение человеку, перенесшему КВИ? Как помочь организму справиться с фиброзами легких, мешающими свободно дышать?
— Освоить дыхательную гимнастику – это первое и очень важное подспорье в лечении, — однозначно констатирует доктор, — надо побороть в себе леность и не уповать только на таблетки.

Это как раз тот случай, когда человек сам должен себе помочь и может это сделать. Свежий воздух, прогулки, дозированная физическая работа на воздухе, проветривание комнат, санитарная обработка, ношение масок и соблюдение дистанции – все это остается в силе. Ослабленный после болезни человек должен быть осторожен в общении, чтобы не заболеть.

Движение и еще раз движение – это главное требование в постковидный период. Оно помогает не только для восстановления работы легких, но и памяти, которая у многих ослабевает за время болезни, а также для решения проблем нервозности и бессонницы, сопровождающих этот период. Как никогда, сейчас нужно повернуться к здоровому образу жизни, в этом – то самое спасение, которого все ищут, перенеся КВИ.

Доктор пояснила: коронавирусная инфекция повреждает клетки и ткани организма – легкие, головной мозг, сердце, почки, надпочечники, кишечник, вызывая воспаления кровеносных сосудов, нарушая свертываемость крови, образуя тромбы вследствие чрезмерного иммунного ответа. После перенесенного заболевания организм восстанавливается долго, так как поражены кровеносные сосуды. Потому успешное лечение зависит от своевременности обращения в медучреждение и соблюдения всех мер гигиены.

Нельзя заниматься самолечением, так как вирус быстро распространяется по организму, вызывая пневмонии, которые потом осложняются фиброзами, вызывающими дыхательную недостаточность. Поэтому и сохраняются долгое время кашель, одышка. Поражает и сердце, нервную систему. Отсюда – сердечная недостаточность, апатия, ухудшение памяти, скачки давления, выпадение волос, утомляемость, повышенное потоотделение, воспалительные процессы полости рта, кожи. Все, что можно поразить в организме человека, вирус поражает.

Потому после карантина пациенты сдают анализы, и терапевты назначают дальнейшее лечение. А после реабилитации советуют обязательно вакцинироваться. Это на сегодня – единственное спасение. Не столько от того, чтобы не заболеть, сколько – чтобы перенести эту страшную, порой смертельную инфекцию в легкой форме.

— С помощью вакцинации мы победили холеру, чуму, оспу, туберкулез среди детей, туберкулезный менингит, — напоминает доктор, — только она сможет спасти нас и от COVID-19, ведь сегодня им уже заболевают дети. И опасность не только в том, что дети могут заразить взрослых, стариков, но и в том, что сегодня дети, у которых есть сопутствующие заболевания, тоже переносят коронавирус тяжело. Есть и здесь потери. Подростка с диабетом, тяжелой инсулиновой зависимостью, нам, к сожалению, спасти не удалось.

«После перенесенного ковида обязательно нужно пройти реабилитацию, — настаивает Тамилям Нурдуновна. — Сегодня определено три ее этапа в течение года через каждые два-три месяца – и в поликлинике, и в реабилитационном центре. В программу входят массаж, ингаляции, дыхательная гимнастика, кумысотерапия, прогулки на свежем воздухе, физиопроцедуры, тренажеры, соляные шахты, коррекция психологов… Все вместе помогает восстановить здоровье, вернуться к нормальной жизни.

Мы непременно победим вирус! Люди все больше понимают, что без вакцинации этого не произойдет и все, кто может, идут вакцинироваться, спасая себя и своих близких. Да, другого пути нет. Без этого одна волна пандемии будет сменять другую. Спасибо нашим докторам, они многому научились за эти два года, подчас выхаживают тех, у кого поражение легких под 90 процентов. И эти люди, выжившие с таким трудом, благодарят, говорят, насколько болезнь изменила их мир, поменяла приоритеты, отмечают, что по-другому осознали смысл жизни, стали больше внимания уделять своим семьям, здоровому образу жизни, что осознали, как же это приятно – быть на природе, чувствовать ее красоту, дышать полной грудью…

Желаю всем здоровья, счастья, семейного благополучия, чтобы мы каждому дню радовались, поддерживали друг друга в это нелегкое время. Коронавирус хотя и коварное заболевание, но, признаемся, пройдя испытание им, мы научились идти навстречу друг другу, сострадать, верить в лучшее будущее, которое обязательно наступит…».

Александра МЯКОТА.

Фото: Правая рука доктора – медсестра Салтанат Гилязутдинова.

Фото автора.

Читайте также