Выборы свободного Казахстана

После обретения независимости Казахстан встал на путь развития демократического, светского, правового, социального государства. При этом знаковым для развития казахстанской демократии и избирательной системы стал 1999 год, на который пришлись сразу две важные электоральные кампании: в январе прошли первые альтернативные президентские выборы, в октябре – выборы в Парламент, впервые по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.

Вопросы демократизации Казахстан ставил во главу угла с первых лет независимости. Первый Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркивал, что это – непременное условие успешного развития страны. Многое на избранном пути оказалось для молодого государства в новинку – демократию (как и рыночную экономику, международные отношения, финансовую систему и многое другое) пришлось строить с нуля. Конечно, возникали сложности и ошибки, однако генеральное направление определялось предельно четко с самого начала.

«Мы хотим создать в респуб­лике осязаемую демократию, которая вырастает из реальной жизни, на общечеловеческой и вместе с тем специфически казахстанской основе. Такую демократию, которая обеспечивает полное равенство и одинаковую свободу всем людям, живущим в нашей республике, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, социального, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических убеждений. Иными словами, мы хотим обеспечить экономическую, духовную и политическую свободу личности для максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждого человека», – подчеркивал Нурсултан Назарбаев еще в 1992 году, выступая в Нью-Йоркском совете по международным отношениям.

Поскольку выборы – один из главных признаков и условий демократии, в Казахстане год за годом проводилась последовательная работа по совершенствованию выборных процессов. Также шло развитие многопартийности, укрепление парламентаризма, становление эффективных граж­данских институтов.

Знаковым для процессов демократизации в Казахстане стал 1999 год. В первую очередь из-за двух электоральных кампаний, пришедшихся на этот период и ставших для страны новым важным опытом. Так, президентские выборы, состоявшиеся 10 января, впервые проходили на альтернативной основе – в бюллетени были вписаны имена 4 кандидатов. Выборы в Мажилис в октябре впервые проходили по смешанной системе и в условиях жесточайшей конкурентной борьбы – участие в кампании принимали 10 партий.

Пять кампаний

Относительно президентской электоральной кампании ­1998–1999 годов (объявлены выборы были осенью 1998-го) определение «первый» применимо сразу к нескольким аспектам.

Начнем издалека. Самые первые выборы Главы государства состоя­лись в нашей стране 1 декабря 1991 года. Избранный тогда Первый Президент Нурсултан ­Назарбаев не только объявил о Независимости Казахстана, но и успешно провел республику через первые, сложнейшие годы после развала Советского Союза. Благодаря его решительным дейст­виям были запущены реформы, нацеленные на скорейший выход из кризиса, а также на создание прочного фундамента, на котором можно будет строить сильное и действительно суверенное государство.

Неудивительно, что в 1995-м народ страны решил обновить мандат доверия действующему Лидеру особым способом – на всенародном референдуме. Тем более что Конституция такой формат волеизъявления допус­кала. Голосование состоялось 29 апреля, на него был вынесен вопрос о прод­лении полномочий ­Нурсултана Абишевича ­Назарбаева как Главы государства до 2000 года.

Тогда за то, чтобы Елбасы продолжил выполнять свои функции на посту Президента, проголосовали 95,46% тех, кто принял участие в референдуме, – это больше 7,9 млн казахстанцев. Данный акт стал ярчайшим подтверждением большой поддерж­ки и доверия народа страны Нурсултану ­Назарбаеву и проводимой им политике.

Еще на заре независимости, когда только встал вопрос о государственном устройстве новой республики, чаша весов уверенно склонилась к построению демократического государства с сильной президентской властью. Как показала история, в переходный период именно фактор лидерства сыграл колоссальную роль в успешном становлении страны в сложный кризисный период.

Стоит вспомнить март 1995 года, когда «разброд и шатание» в Верховном совете тормозили принятие критически важных и оперативных решений. Парламентский кризис привел к роспуску депутатов, и тогда всю меру ответственности за страну и народ взял на себя Первый Президент Нурсултан Назарбаев.

В период до следующих парламентских выборов (в декабре 1995 года) им было издано более 140 указов, имеющих силу законов, благодаря которым удалось обеспечить необходимую нормативно-правовую базу для скорейшего проведения первоочередных реформ, призванных вывести страну из тяжелейшего кризиса.

Так что и сам факт того, что референдум о продлении полномочий Нурсултана Назарбаева был предложен, и его результаты – закономерный итог той большой работы на благо страны, которую проводил Первый Президент.

«У каждого политика в жизни наступает свой «момент истины». Для меня таким стал день 29 апреля. …Ваше доверие – это награда, и выше ее для главы государства не может быть ничего. …У нас не остается времени на раскачку. Референдум о продлении сроков есть не что иное, как политическое форсирование с целью преодолеть отставание. Это экстраординарная, но вполне приемлемая мера, позволяющая придать новую динамику преобразованиям», – с такими словами обратился Нурсултан Абишевич к народу на следующий день после референдума.

Возвращаясь к президентской кампании 1998–1999 годов… По сути, она стала первой, проведенной после официального объявления страной независимости, после принятия своей Конституции, что, по сути, делает это событие первыми президентскими выборами, проведенными в Республике Казахстан.

Еще один важный аспект той кампании: это были первые выборы после проведенной в 1998 году конституционной реформы. Собственно, именно сам факт того, что Конституция РК была обновлена, и стал причиной того, чтобы выборы были назначены досрочно – не в 2000-м, а в 1999 году.

Стоит напомнить, что те поправки в Конституцию предус­матривали, в частности, увеличение срока президентских полномочий с 5 до 7 лет.

И, безусловно, важнейший ­момент – впервые выборы Президента проходили в Казахстане на альтернативной основе. В той кампании были зарегистрированы 4 кандидата – Нурсултан ­Назарбаев, Серикболсын Абдильдин, Гани Касымов, Энгельс Габбасов.

Безоговорочную народную поддержку вновь получил дейст­вующий Лидер: за Нурсултана Назарбаева было отдано более 79% голосов пришедших на выборы казахстанцев.

«Мы впервые в своей многовековой национальной истории провели альтернативные, конкурент­ные, прямые, демократические выборы главы государства. Да, для кого-то это давно пройденный этап. Да, мы еще далеки от идеальной модели выборной демократии. Да, мы ясно видим, что нам нужно сделать на этом пути. Но мы знаем и то, что наш народ, только что освободившийся от многовекового тоталитаризма, должен выстрадать демократию. Мы заявляем о своей верности принципам строительства демократического общества с рыночной экономикой. Мы продолжим начатые реформы», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, выступая на торжественной церемонии по случаю официального вступления в должность Президента Республики Казахстан 20 января 1999 года.

В целом за годы независимости президентские выборы проходили в Казахстане 5 раз – в 1999, 2005, 2011, 2015, 2019 годах. Каж­дая из этих кампаний имела свои особенности и каждая вносила вклад в укрепление демократических принципов.

Начало формы

«Впервые миллионы казахстанцев именно выбирали Президента, одного из нескольких кандидатов. И никто не довлел над ними, кроме собственного разума и совести. Полтора века назад было сказано: «Опыт – учитель, дорого берущий за свои уроки, но никто не учит лучше его». Мы обрели этот опыт. И это опыт успешный. То, что мы отмечаем сегодня, – не победа одного человека. Это общая победа. Это не торжество одного из победивших кандидатов, а торжество идеи. Это не успех политической группы, а успех политики».

Из выступления Нурсултана Назарбаева на торжественной церемонии по случаю официального вступления в должность Президента

Республики Казахстан 20 января 1999 года.

«Из истории известно, что в течение XX века многие молодые независимые государства, обретя суверенитет, неожиданно начинали войны между собой или дробиться вплоть до утраты полученной свободы, до внутренних братоубийственных войн. Кого не учит история, тот платит собственной ­кровью. Мы должны принять как непреложную истину: сохранение независимости и сильного государства, обеспечивающего права всех граждан, возможно только при сохранении нацио­нального мира.

Из выступления Нурсултана Назарбаева на V сессии Ассамблеи народов Казахстана, 21 января 1999 года

«Независимость – это не индульгенция от истории на вечные времена и не гарантия спокойной жизни народов. Новейшая история стран Ближнего Востока, наследниц великих государств и великих цивилизаций прошлого, дает нам наглядный урок. Уже после 1948 года страны Ближнего Востока – бывшей подмандатной территории Великобритании и Франции – одна за другой провозгласили независимость. Здесь возникли кровавые конфликты между арабскими государствами, то есть между странами, где жил один народ. Прошло 50 лет, а Ближний Восток остается «горячей точкой» планеты. Раздробленность этих стран не случайна. Она имеет и внутренние, и внешние причины. Есть силы, которым необходима эта раздробленность. Нельзя быть наивными и нам. Старое как мир правило «разделяй и властвуй» еще не раз всплывет в ходе сложных игр в Центральной Азии».

Из выступления Нурсултана Назарбаева на международной встрече деятелей культуры и науки Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, 29 сентября 1999 года

«…Сегодня изоляционизм равен поражению, особенно для Казахстана. Открытая экономика и интеграция в мощные мировые экономические зоны – единственный способ выживания нации и государства. Не только в экономике, но и в политике попытки изобретения особого пути обречены на провал. Казахстан не может пойти вразрез с мировыми тенденциями. Открытое общество без демократии не построишь. Возможны остановки в пути, но движения вспять в Казахстане не будет, какой бы политической целесообразностью это ни объяснялось».

Из Послания Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стабильность и безопасность страны в новом столетии», 15 декабря 1999 года

Конец формы

На выборах 2005 года в конкурентную борьбу за пост Главы государства включились пять человек – Нурсултан ­Назарбаев, Ерасыл Абылкасымов, Алихан Байменов, Мэлс Елеусизов и Жармахан Туякбай. Голосование проходило 4 декабря, и победу по его итогам одержал Первый Пре­зидент, за которого отдали свои голоса более 91% принявших участие в выборах казахстанцев.

Кроме того, электоральная кампания 2005 года внесла в процедуру ряд новшеств, которые максимально приблизили избирательный процесс к меж­дународным стандартам. С тех выборов в день голосования для сбора заполненных избирательных бюллетеней стали использоваться прозрачные урны. Впервые состоялись теледебаты кандидатов на главный государственный пост. И опять же впервые в день голосования проводились опросы exit-poll, которые в последующем стали традиционными.

Разумеется, была продолжена практика приглашения на выборы иностранных наблюдателей – к президентским кампаниям в Казахстане с их стороны всегда сохраняется высокий интерес, а оценки, озвучиваемые по итогам, дают возможность «со стороны» оценить прогресс страны в строи­тельстве демократии.

Был в 2005 году проведен и любопытный технологический эксперимент – избиратели имели возможность проголосовать, заполняя не традиционные бумажные бюллетени, а электронные. Новшество, однако, не прижилось – на последующих выборах систему электронного голосования уже не использовали.

Следующие выборы по графику должны были пройти в 2012 году, но годом ранее, в 2011-м, группа общественных деятелей выступила с инициативой о проведении еще одного референдума о продлении полномочий действующего Главы государства до 2020 года. И об­щество, и Парламент идею поддержали, но Нурсултан Назарбаев предложил казахстанцам более демократическую альтернативу – провести выборы досрочно.

Выборы прошли 3 апреля, участ­вовали в них 4 кандидата – ­Нурсултан Назарбаев, Жамбыл Ахметбеков, Гани Касымов и Мэлс Елеусизов. По результатам голосования решительную победу одержал Елбасы – более 95,5% голосов отдали избиратели за него. Стоит добавить, что на этот раз Глава государства избирался на 5 лет – срок президентских полномочий был уменьшен поправками в Конституцию в 2007 году.

Выборы 2015 года прошли с участием трех кандидатов – ­Нурсултана Назарбаева, Абельгази Кусаинова и Тургуна Сыздыкова – и увенчались триумфальной победой Елбасы. В день голосования 26 апреля была зарегистрирована рекордная явка избирателей – более 95%. И свыше 97% из них поддержали Нурсултана Назарбаева.

В 2019 году Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев объявил о сложении полномочий Главы государства. Меньше месяца спустя получивший бразды правления страной Касым-Жомарт Токаев завил: принято решение о проведении внеочередных выборов Президента РК. Они состоялись 9 июня 2019 года.

Эти выборы стали самыми многочисленными по числу участников: к предвыборной гонке Центральная избирательная комиссия допустила 7 кандидатов, в том числе – опять же впервые в истории страны – одним из них была женщина. Помимо Касым-Жомарта Токаева, уверенно победившего с более чем 70% голосов, на высший государственный пост претендовали Жамбыл Ахметбеков, Дания Еспаева, Амиржан Косанов, Толеутай Рахимбеков, Амангельды Таспихов и Сади-Бек Тугел.

Вступив на пост как легитимный, всенародно избранный Президент, Касым-Жомарт Токаев заявил (и словами, и делами) о своей приверженности проведению конструктивных эволюционных реформ в социальной, политической, экономической сферах. Первым Указом нового Главы государства после выборов стал указ о создании Национального совета общественного доверия – одного из ключевых элементов концепции «слышащего государства», площадки для диалога между властью и обществом.

В рамках НСОД обсуждаются и формируются практические шаги по модернизации политической системы страны, затрагивающие в том числе и выборные процессы.

Вехи развития парламентаризма

Прямые парламентские выборы проводились в Казахстане 9 раз – в 1990 и 1994 (Верховный совет), 1995, 1999, 2004, 2007, 2012, 2016 и 2021 годах.

Двухпалатный Парламент, состоящий из Сената и Мажилиса, сформировался в 1995 году – у Казахстана появился законодательный орган, депутаты в котором работали на профессиональной основе. Так что выборы 1999 года – это уже второй созыв Мажилиса.

Однако та электоральная кампания имела ряд особенностей, которые позволяют говорить о ней, как о важной вехе в развитии парламентаризма в нашей стране.

Выборы проходили после внесения в Конституцию поправок, которые расширяли полномочия Парламента по контролю над Правительством, увеличивали срок полномочий депутатов обеих палат (Мажилиса – до 5 лет, Сената – до 6 лет), вводили смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выборов в Мажилис. Пос­леднее на практике означало, что помимо 67 депутатов, которые избираются по одномандатным округам, политическим партиям предоставляется 10 мест в нижней палате высшего законодательного органа для избрания по партийным спискам по единому общерес­публиканскому избирательному округу на основе пропорционального представительства.

Данные мандаты распределялись между политическими партиями, сумевшими на выборах набрать не менее 7% голосов избирателей. Именно эта поправка оказала большое влияние на развитие многопартийности в Казахстане.

Нововведения стали причиной того, что выборы в Мажилис 1999 года стали самыми крупными по числу участников: в борьбу вступили 10 партий, на один депутатский мандат претендовали 8 человек. Места в Парламенте получили 4 партии – «Отан» (которая, кстати, была создана именно в 1999 году, председателем ее стал Нурсултан Назарбаев), Гражданская, Аграрная и Коммунисти­ческая партии.

В 2005 году была создана Нацио­нальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества, в рамках которой разрабатывались шаги по дальнейшему проведению демократи­ческих реформ, реформированию политической системы, развитию гражданского общества.

Начало формы

«Сегодня нам достаточно хорошо известны и цели, и методы «переписывания» истории на свой лад. Говорят, что для некоторых политиков чем меньше история правдива, тем больше она ­доставляет удовольствия. Добавлю – не только удовольствия. Искаженную историю преподносили в качестве индульгенции своим злодеяниям все тоталитарные режимы. Любого рода экстремизм и терроризм сегодня также ищут себе оправдания в виде восстановления якобы исторической справедливости».

Из интервью Нурсултана Назарбаева газетам «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда», 21 декабря 1999 года

Конец формы

А в 2007 году последовала очередная конституционная реформа. Поправками в Основной закон был закреплен переход к полнос­тью пропорциональной избирательной системе. Усилилась роль Парламента – его депутатам теперь предстояло утверждать кандидатуру Премьер-министра, при выборе претендента на назначение главы Правительства Президент должен был сначала проконсультироваться с партийными фракциями. Конституционный статус получила Ассамблея народа Казахстана, а вместе с ним право представительства в законодательном органе. Кроме того, существенно увеличилась чис­ленность депутатов – в Мажилисе теперь заседают 107 народных избранников (из них 9 – от АНК).

«Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Пар­ламента. Это практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую», – заявил Первый Президент ­Нурсултан Назарбаев, выступая на совместном заседании палат Парламента 16 мая 2007 года.

После принятия поправок в Конституцию 2007 года Парламент был распущен и назначены новые выборы. Из 7 участвующих в той электоральной кампании партий установленный для прохождения в Мажилис 7%-ный барьер пре­одолела только одна – «Нұр Отан» (к этому моменту возглавляемая Нурсултаном Назарбаевым «Отан» объединилась с партией «Асар» и получила новое имя). Таким образом, Мажилис IV созыва оказался однопартийным – плюс первая «девятка» АНК.

Многопартийным Мажилис стал уже на следующих выборах: в электоральной гонке 2012 года пороговый барьер преодолели сразу три партии – «Нұр Отан», ДПК «Ақ Жол» и ­Коммунистическая народная партия Казахстана.

Те же три партии вошли в Мажилис и по итогам выборов 2016 года, и VI созыв стал одним из самых, если так можно выразиться, плодотворных. За 5 лет было принято 410 законов. Депутаты, воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, подготовили около 60 законопроектов – это больше, чем за пять прошлых созывов, вместе взятых.

Новый этап демократизации и развития парламентаризма прои­зошел с принятием в 2017 году новых поправок в Основной закон. Эта конституционная реформа была направлена на перераспределение полномочий между ветвями власти. В том числе повысилась роль Парламента в вопросах формирования Правительства, усилилась подотчетность исполнительной системы перед представительными органами.

Последние на данный момент выборы в Парламент состоялись совсем недавно – 10 января 2021 года. Несмотря на то что кампания пришлась на разгар пандемии коронавирусной инфекции, провести ее удалось вполне успешно, при хорошей активности как партий в период предвыборной кампании, так и избирателей в ходе голосования. По итогам в Мажилис вновь прошли три партии – «Nur Otan», ДПК «Ак Жол» и Народная партия Казахстана (бывшая Коммунистическая).

Говоря об особенностях и значении этой кампании для развития процессов демократизации, стоит вновь вспомнить о Национальном совете общественного доверия. Как уже отмечалось, в его рамках были оформлены конкретные шаги, нацеленные на реформирование политической сферы. В числе самых знаковых: снижение регистрационного барьера по количеству членов для новых политических партий в два раза, введение 30-процентной квоты для молодежи и женщин в партийных списках на выборах, легитимизация института парламентской оппозиции. Эти новшества стали реальностью на выборах 2021 года.

Но реформы в этой сфере продолжаются. На открытии первой сессии Парламента VII созыва Президент Касым-Жомарт ­Токаев озвучил еще несколько важных инициатив. В первую очередь – это снижение порога прохождения политических партий в Мажилис с 7% до 5%, что будет стимулировать партии к участию в следующих выборах, усилит политическую конкуренцию, расширит представительство различных полити­ческих сил в Парламенте и обеспечит подлинный плюрализм мнений.

Кроме того, Глава государства предложил вернуть графу «против всех» в избирательных бюллетенях всех уровней. По его убеждению, эта инициатива создаст условия для защиты избирательных прав граждан, поскольку официальная демонстрация отсутствия выбора – это тоже выбор.

…Как уже отмечалось, выборы – наиболее яркое проявление и главный признак демократии, поэтому совершенствование данного процесса имеет для страны и народа особое значение. Вместе с тем в Казахстане уделялось самое пристальное внимание и другим аспектам демократизации об­щества. Идет вовлечение людей в процессы принятия решений, укрепляется система местного самоуправления (в том числе на это направлено введение прямой выборности местных акимов).

Усиливается подотчетность исполнительных органов (как в центре, так и на местах) перед народом. Поощряется конструктивная гражданская активность (стоит вспомнить хотя бы новый Закон «О мирных собраниях»), развивается неправительственный сектор. Новый импульс придан процессам партийного строительства.

Все это говорит о том, что для Казахстана остается неизменным взятый еще на заре независимости курс на построение открытого, демократического государства, главными ценностями которого являются человек, его права и свободы.

АВТОР:

Лилия Сыздыкова

kazpravda.kz

 

Читайте также