Вопросов на брифинге на площадке Региональной службы коммуникаций с участием акима города Бауржана Гайсы прозвучало немало. Интерес журналистов был вполне обоснованным – Кокшетау растет, а это значит, что городским властям нужно решать все новые проблемы.
Понятно, что статус областного центра, в котором проживает порядка 20 процентов населения региона, требует повышенного внимания, обязывает уверенно наращивать показатели социальной, экономической жизни, реализовывать масштабные проекты, которые, безусловно, имеют большое значение для всего региона. Обозначив в своем докладе приоритетные направления, Бауржан Гайса отмечал: изменения в лучшую сторону нельзя не заметить, город действительно преображается. Впрочем, об этом говорят и сами горожане, в том числе представители СМИ, которых интересуют те или иные стороны развития Кокшетау в первую очередь с точки зрения качества жизни его жителей.
Больше половины вопросов, прозвучавших на брифинге, касались жилищно-коммунальной сферы – водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, ремонта дорог, освещения, вывоза мусора…
К примеру, журналисты поинтересовались, почему в городе местами в дневное время горят уличные фонари? «Вы же понимаете: никто физически не включает и не выключает освещение. Здесь работает автоматика, реле. Такого, чтобы фонари горели целый месяц, как вы говорите, не бывает. Техника имеет свойство ломаться, мы оперативно реагируем», — ответил Бауржан Гайса, добавив, что сегодня в вопросе освещения улиц «руки дошли» и до микро-районов. Для его скорого решения достигнута договоренность с ТОО «Кокшетау Энерго» об использовании их опор в тех районах, где это необходимо. Работы начаты, к примеру, в поселке Застанционный. Принцип «от центра до окраин» работает и при ремонте дорог.
В Кокшетау создано более 500 ОСИ. Переход к новой форме управления «буксует» из-за недопонимания. Наиболее инициативным КСК власти предлагают альтернативное решение – создание сервисных компаний. Бауржан Гайса обозначил позицию по поводу благоустройства: во дворы домов, не организовавших ОСИ, акимат «заходить» не будет.
На вопрос о вводе в эксплуатацию набережной, обустройство которой имеет недоделки, аким города ответил: и до конца года проект не завершится. Положение не изменило даже обращение акимата в судебную инстанцию для признания подрядчика недобросовестным. «Все лето обещали сделать… У них проблемы с техдокументацией, — объяснял он, говоря о подрядчике – ТОО «ПавлодарЭнергоМонтаж». — Они ссылаются на то, что сделали много другой работы, которой в проекте не было.
Понимания нет. Уменьшили пирс, идет вялотекущий процесс. Для расторжения договора с ними есть все основания, но сегодня 95 процентов суммы освоено, никто не зайдет на пять процентов – сдачу объекта». Спикер заверил: дело будет доведено до конца в следующем году. Но компания работает и на других объектах, и там, как выяснилось, не все гладко: «Ведет она ремонт участка улицы Гагарина до Осипенко. Где мусульманское кладбище, уже завершили. Флагшток тоже практически завершили, сейчас занимаются документацией. Они сегодня практически сворачивают свою деятельность, но к фирме много есть вопросов по качеству». Надо отметить, что эта история с нерадивым подрядчиком в области далеко не единична…
Бурное обсуждение вызвала мусорная тема, стабильно возникающая почти на каждой встрече представителей горакимата с масс-медиа. Бауржан Гайса напомнил: его вывозом занимаются на конкурент-ной основе. «Жители должны своевременно оплачивать услуги за уборку, а наши горожане должны более 80 млн тенге. У нас работают две компании, они хоть сегодня готовы отказаться от уборки мусора, потому что это убыточно.
Если есть желающие, пусть приходят – мы с удовольствием дадим им участок. Вопрос очень серьезный, непростой», — прокомментировал он. Достигнута договоренность с корейской компанией, предложившей комплексный подход – мусороперерабатывающее производство, и успевшей даже зарегистрировать здесь фирму «Кокшетау ТБО». Но в какие сроки построят завод, ясности нет даже у акима. По его словам, положение усугубляют бездействующие полигоны для отходов: «Это самая главная проблема. Три раза выбирали участок, так как по закону нужна 15-километровая зона. Недавно взяли участок в Зерендинском районе, оформим документы, но на строительство уйдет минимум три года».
Жалуются на нерентабельность и городские перевозчики. «Сегодняшняя цена 80 тенге не покрывает их расходов, — говорил спикер. — Мы начали их субсидировать, но это – капля в море. Вопрос может встать об остановке автобусного движения. Уговариваем, просим: сократите маршруты, но возите. Нас неминуемо ждет увеличение стоимости проезда, если мы хотим, чтобы эти предприятия работали, а не обанкротились. Бурабайский район уже поднял эту сумму до 110 тенге».
Спросив о водоснабжении, журналисты интересовались, как власти намерены обеспечить бесперебойную подачу, учитывая сентябрьскую ситуацию. «Строительство домов идет полным ходом, а возможность подачи воды из одного источника – Чаглинского водохранилища лимитирована», — признал он. Городские власти планируют реализовать проект по реконструкции и расширению водо-проводных очистных сооружений, что позволит увеличить их пропускную способность и, что немаловажно, улучшить качество питьевой воды.
Также пробурить дополнительные скважины там, где это возможно с точки зрения специалистов «Кокшетаугидрогеологии», например, в микрорайонах «Жайлау», «Боровской». А водоколонки, наоборот, постепенно убирать. «Потому что воду надо «заводить» в дом. Колонка работает – шланг к ней подключают, никто не платит», — аргументировал выступающий. По его информации, за последний год в городе введено 170 тысяч квадратных метров жилья, или более тысячи квартир, из них более 63 тысяч – для 160 очередников. Предусмотрена сдача еще шести домов по программе «Нұрлы жер», это 265 квартир.
По поводу урегулирования проблем с централизованной подачей газа спикер уклончиво ответил: «Проблема с компанией «ГазҚызмет» существует, но это проблема в масштабах страны. Элементарно, нет у них газа». «Но у других поставщиков нет таких трудностей»,- не сдавались коллеги. Аким города пообещал: газоснабжение нормализуется, у названного выше ТОО появится новый партнер-поставщик голубого топлива.
Фото Советбека МАГЗУМОВА.