В рамках инклюзивного образования

С открытием 1 ноября 2019 года в Щучинской СШ №4 Кабинета поддержки инклюзии (КПИ) у 18 бурабайских ребятишек с особенными потребностями появилась возможность посещать школу. На то время это был, пожалуй, первый подобный опыт в нашей области в неспециализированной школе. Сегодня ситуация меняется, такой кабинет функционирует в средней школе им. С. Сейфуллина Бурабайского района. А в СШ №4 родители приводят и даже привозят детей со всего района.

Под Кабинет поддержки инклюзии в школе отдана целая рекреация. Мягкие диваны, ковры на полу, игровая зона, узкие специалисты-педагоги, то есть все здесь должно быть так, чтобы ученики, имеющие трудности в обучении, получали эту помощь в уютной, теплой обстановке. Как известно, в рамках инклюзивного образования под нужды особенного ребенка должны подстраиваться характер и темп обучения.

По словам заведующей кабинетом Раушан Шалбаевой, в этом году открылся и специальный первый класс для детей с ментальными нарушениями, который сейчас посещают четверо детей. Детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) нужна социальная поддержка, подготовка к урокам, поэтому за ними закреплены тьюторы – сопровождающие их в учебе педагоги-ассистенты, они работают с детьми индивидуально, внимательно следят за их поведением, чтобы при необходимости после анализа полученных данных корректировать программу обучения. Пока тьюторов только двое. Уроки в специальном классе ведет учитель, магистр педагогических наук, специализирующаяся на работе с детьми с особыми потребностями Гульмира Кикенова, за плечами которой четырехлетний опыт.

Ребятишки помимо учебы посещают занятия специалистов – педагога-психолога, дефектолога, логопеда, ходят на лечебную физкультуру. Все специалисты прошли специальные курсы повышения квалификации, еще двое окончили курсы по АВА-терапии – одной из методик, помогающих добиться положительных изменений в восстановлении функций и улучшении умственных возможностей детей, их максимальной адаптации к социуму. Заведующая показывает нам специальные карточки-пэксы. PECS – это система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками, которая изначально была создана для детей РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых есть трудности с речью и общением. Раушан Есимовна поясняет: дети с особенными потребностями не могут сказать, объяснить, чего хотят. Поэтому и были придуманы специальные дидактические материалы – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок может общаться с другими людьми. К слову, поскольку таких карточек на разные темы нужно много, педагоги изготавливают их сами.

Конечно, два года для результата работы с особенными детьми, которые до открытия кабинета просто сидели дома, срок небольшой. Тем не менее, делится Раушан Есимовна, многие родители с радостью говорят об улучшении поведенческих навыков детей. Папы и мамы не перестают благодарить за то, что государство начало уделять внимание их детям, за уже видимые определенные сдвиги в поведении ребят с особыми потребностями, которые становятся самостоятельнее, не так замкнуты, уже не так боятся всего и всех, не нервничают от этого, с удовольствием идут в школу. Кто-то из родителей отмечает, что они уже добираются с ребенком до школы в общественном транспорте, а не на такси, как раньше. Отмечают социализацию детей и педагоги. «Некоторые из них в школе стали спокойно общаться с другими детьми, могут сами сходить в столовую.

У нас, у педагогов, работающих в Кабинете поддержки инклюзии, одна, но очень важная цель – научить детей коммуницировать, общаться со сверстниками. И если, выйдя из проекта, хотя бы некоторые из них будут без сопровождения родителей посещать школу по месту жительства, это и будет для нас тот самый результат, к которому мы каждый день постепенно продвигаемся. В тесной связи мы находимся с родителями, общаемся, правда, сегодня больше в чатах или по видеосвязи из-за карантинных мер, либо, когда папы и мамы приводят и забирают детей из школы», — делится заведующая КПИ.

Дети занимаются в школе до обеда, два раза в неделю с ними работают вышеназванные специалисты по 30 минут, дают рекомендации родителям.
К сожалению, делится педагог, детей с таким диагнозом становится больше. Если в 2019 году в наш КПИ родители привели 14 деток, то сегодня к нам ходят 18 ребят. По словам Р. Шалабаевой, на самом деле, в их районе детей с таким диагнозом намного больше, просто не все родители хотят водить их в школу, другие не достигли школьного возраста.

Безусловно, в инклюзии педагогам без их рефлексивного и творческого отношения к процессу работать невозможно. Они многое должны уметь: работать в команде, справляться с возникающими ситуациями неопределенности, когда готовых ответов на вопросы просто нет, кроме того, проявлять исследовательский интерес к знаниям в сфере, в которой работают. Сама Раушан Есимовна является дефектологом, к тому же руководит объединением учителей дефектологов и логопедов района. Вместе с ней, как сказано выше, в Кабинете поддержки инклюзии трудятся психолог, воспитатель, инструктор лечебной физкультуры, у каждого для работы свой кабинет, а также учитель начальных классов и два педагога-ассистента.

Педагог-логопед Елена Семкина отмечает, что в Кабинете поддержки инклюзии ведется комплексная работа с детьми. «Родители очень довольны тем, что в их небольшом районе у их особенных детей появилась возможность для обучения, развития и общения со сверстниками. Ведь раньше вся эта работа сводилась на часовое посещение два раза в неделю кабинета коррекции. Но там было всего два специалиста на всех детей, а здесь работает целая группа специалистов, индивидуально работающих с каждым ребенком», — говорит она.

Психолог КПИ Мария Конкина делится: «Открытие Кабинета поддержки инклюзии в нашем районе очень вдохновило родителей, поскольку в городе, да и в целом в нашем регионе, мало специалистов в этой области. А в КПИ созданы и условия, и возможности для динамики поведенческих навыков детей. Поэтому хочу отметить, что у нас есть достижения у каждого ребенка, у одних они крохотные, у других побольше. Хотя два года – слишком небольшой срок для результативности в нашей работе, хорошо бы для закрепления полученных детьми навыков расширить поле деятельности.

К примеру, гиперактивных детей, отказывающихся от индивидуальной работы, привлекать в специальные спортивные секции, кого-то из них увлекать творческой работой и так далее. То есть инклюзивное обучение – как целое направление в образовании».
Добавим, что процесс обучения и воспитания детей независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей в районе понемногу ширится. Специальная группа для особенных деток открылась в сентябре нынешнего года в детском саду «Бөбек» г. Щучинска.

Бурабайский район.

Фото Алексея КАРИМОВА.

Читайте также