Почему продолжительное время не используются здания трех интернатов при школах сел Новобратское Буландынского района (проектная мощность – 20), средней школе-лицее №2 им Абая г. Степняка района Биржан сал (проектная мощность – 52), общеобразовательной школе села Бектау Шортандинского района (проектная мощность – 35 мест).
Почему здания до сих пор не переданы в коммунальную собственность? Разве нет в этих населенных пунктах нуждающихся во временном жилье молодых специалистов, матерей-одиночек?
Почему количество детей, принимаемых в лицей «Білім-Инновация» (ранее называемый Казахско-турецким лицеем), значительно превышает количество мест в его интернате? Такая же ситуация в «Назарбаев интеллектуальной школе». Многие дети из сел и других областей вынуждены проживать у родственников и знакомых. Кто несет ответственность за их безопасность во внеурочное время?
Почему при возведении пристройки к кокшетауской школе №1 сняли качественное асфальтовое покрытие, сделанное в прошлом году?
Это только часть вопросов, прозвучавших на заседании общественного совета по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей при Акмолинском областном филиале партии «Nur Otan». Многие из них выходили за рамки рассматриваемого основного вопроса об условиях обучения и проживания детей в интернатных учреждениях. Но в любом случае все они – о безопасности наших детей, возможности полноценно учиться и отдыхать…
На все вопросы заместитель областного управления образования Валерий Гамазов дал конкретные ответы. Три простаивающих здания интернатов при сельских школах – результат того, что нет детей из малых сел, где существуют только начальные школы.
Не принимать иногородних детей в престижные, дающие качественное образование учебные заведения, – нарушение их прав.
Асфальт возле СШ № 1 областного центра уложили в прошлом году, когда строительство пристройки еще не начиналось.
Вопросы – конкретные, ответы на них, конечно, разные. Но по сути прослеживается и общее: отсутствие комплексного подхода, целостного видения сложившейся ситуации, погрешности в перспективном планировании.
Именно так определили причины этих проблем участники заседания. И это отнюдь не способствует эффективности реализации государственных программ, направленных на развитие образования, создание комфортных условий для обучения и воспитания детей. Как и рациональному использованию немалых средств, выделяемых на эти цели.
По информации Валерия Гамазова, на сегодняшний день в области функционируют 24 интернатных организации образования с проект-ной мощностью 2388 мест.
В том числе: две организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пять специализированных школ-интернатов для одаренных детей, четыре – специальных и один специальный комплекс «детский сад-школа-интернат», 11 пришкольных интернатов и одна школа-интернат общего типа.
Общий контингент проживающих в интернатах – 1691 ребенок.
В школах-интернатах для одаренных детей и в специальных школах-интернатах дети проживают постоянно, за исключением каникулярного времени, обеспечены бесплатным пятиразовым питанием. Организован еженедельный подвоз учащихся.
Для обеспечения безопасности детей в прошлом году завершена работа по установке внутренних санитарных узлов и систем видеонаблюдения. Только на эти цели затрачено более 350 млн тенге.
Всего за последние 5 лет на укрепление материально-технической базы, проведение ремонтных работ интернатных организаций образования затрачено более 4 млрд тенге. Из них на укрепление материально-технической базы направлено 50,5 млн тенге.
Проведение реконструкции, капитальных и текущих ремонтов 19 интернатных организаций обошлось в 4 077,8 млн тенге. Ремонт сделан во всех организациях для детей-сирот, специализированных школах-интернатах и специальных организациях, пришкольных интернатах.
Эти средства ушли только на ремонт и реконструкцию. А еще: мебель, постельное белье, технические, санитарно гигиенические средства…
Как важно, чтобы государственные деньги использовались максимально эффективно, рационально. Поэтому надо хорошо знать не только текущее состояние дел, но и потребность в интернатных учреждениях на ближайшую и отдаленную перспективы.
Уже сегодня наименьший контингент проживающих – в пришкольных интернатах, нехватка мест – в специализированных учебных заведениях, для одаренных детей. Сохранится ли эта тенденция? В поиске ответов на этот и иные вопросы нужно учесть множество факторов, изучать мировой опыт, учитывая при этом наши климатические условия, состояние сельских дорог, перспективы развития малых сел…
Делать это, конечно, должны специалисты. А партия «Nur Otan» стала диалоговой площадкой, где происходит не только постановка актуальных вопросов, но и коллективный поиск ответов на них.