Профессионально и беспристрастно

Вокруг школьного предмета «Светскость и основы религиоведения», заменившего в 2016 году факультативный курс «Основы религиоведения», споры не утихают и сегодня.

Я преподаю этот предмет не первый год и хорошо понимаю, что основания для этого есть: недостаточно продуманные и выверенные учебные пособия, дефицит подготовленных учителей, которые со всей мерой ответственности и профессионализма могут вести столь важную и непростую дисциплину… Но эти проблемы – из категории тех, решить которые нужно и можно. А сам предмет – чрезвычайно важен для юных казахстанцев, вступающих в большую жизнь в нашей полиэтничной и поликонфессиональной стране.

Знание истории возникновения религий побуждает к поиску общего и особенного между ними, выявлению единой гуманистической сути, общечеловеческих ценностей, заложенных в мировых религиях.

Конечно, такие уроки должен вести профессионал, хорошо разбирающийся в вопросе. Независимо от того, верующий он или нет, какую религию исповедует, материал должен доносить объективно и беспристрастно.

Изучать данную дисциплину мы начинаем в девятых классах. Конечно, даже старшекласснику непросто разобраться, выстроить логическую цепочку собственных истин и суждений. Тем не менее дети задают интересующие их вопросы и об истории возникновения религий, и о жизни религиозных деятелей, о сути религиозных праздников. Значит, у нынешней молодежи есть в этом потребность, и мы, конечно, должны правильно и деликатно отвечать на интересующие их вопросы. При этом ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, необходимо так вести урок, чтобы школьник сам сделал выводы и пришел к правильным решениям своим путем.

Говоря о духовном согласии, толерантности, умении противостоять религиозному экстремизму и терроризму, мы опираемся на многочисленные примеры развития нашего суверенного государства, доказывающего, что мир и согласие между народами – лучшее противоядие ужасам религиозных распрей и терроризма.

Особую значимость этому предмету придает тот бесспорный факт, что социальной базой религиозных экстремистских организаций является именно молодежь, не получившая должного религиозного просвещения. Наша задача – научить молодежь критически относиться к деструктивным религиозным течениям и запрещенным религиозным организациям, не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма. Воспитывать у них чувство толерантности, формировать гуманистическое мировоззрение.

В современном мире культурным человеком считается «человек знающий». И религиозные знания играют большую роль в воспитании культурного человека. Сегодня как никогда ранее становится ясно, что уже невозможно игнорировать религию, замалчивать религиозные вопросы. Нам необходимо осмыслить религию как феномен человеческой культуры, как часть философской мысли и нашей жизни.

Это новое отношение к религии должно быть доступно и для подрастающего поколения. На уроках религиоведения каждый из школьников может укрепить или критически переосмыслить свой личный мировоззренческий выбор. Таким образом, просвещенность школьников в вопросах религии создает предпосылки для практической реализации принципов свободы совести, убеждений и слова.

Константин АЛЕКСЕЕВ,
учитель Красноярской обще-образовательной школы №2.

By админ

Related Posts