Кто овладеет новыми программами

«Робототехника, цифровизация и искусственный интеллект – реальность современной жизни, особенно в развитых странах. Поэтому нам ни в коем случае нельзя отставать. Хорошо учитесь, и вы обязательно найдете свое место в будущей жизни, потому что такие специалисты нам будут нужны и в частном, и в государственном секторе», — напутствовал студентов Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина Президент страны Касым-Жомарт Токаев.

О том, как реагируют на быстро изменяющиеся потребности рынка труда в КУ им. Ш. Уалиханова, мы беседуем с проректором по интернационализации и развитию инфраструктуры Жайлагуль Сагындыковой.

— Жайлагуль Ораловна, какие новые образовательные программы внедрены в университете за последние годы?

— В КУ имени Ш. Уалиханова за два года открыты 30 новых программ: 11 программ бакалавриата, 13 магистерских программ, 4 докторских и две совместные образовательные программы с казахстанским вузами-партнерами.

Причем, две из них не только новые, но и инновационные. То есть они не просто впервые внедряются в университете, а не имеют аналогов в стране. Это программы докторантуры: «Обучение математике в Steam-образовании» и «Агрономия: Органическое земледелие в черноземной зоне».

— Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях, по которым внедрены новые образовательные программы.

Наибольшее количество новых образовательных программ открыты по таким направлениям, как «Педагогические науки» (20%), «Бизнес, управление и право» (18%) и «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли» (16%).

Исследования рынка труда, запросы работодателей – наших партнеров – демонстрируют потребность в таких специальностях, как «Цифровой агроном», «Робототехник-животновод на молочных фермах», «Оператор по робототехнике», «Инженер системы прослеживания продукта», «Инженер по автоматизации и роботизации сельскохозяйственного производства (Агрокибернетик)», «ИТ-инженер по управлению водными ресурсами», «ИТ-инженер по управлению земельными ресурсами», «Оператор автоматизированной сельхозтехники»…
Именно на подготовку специалистов нацелена образовательная программа «Цифровые агросистемы и комплексы».

Разрабатываемая кафедрой «Горное дело, строительство и БЖД» совместно с Astana IT University образовательная программа «Цифровое проектирование зданий и сооружений» будет способствовать подготовке квалифицированных кадров, владеющих современными информационными технологиями архитектурно-строительного проектирования, инженерно-технического обустройства зданий и сооружений.
Выпускники, овладевшие возможностями, предоставляемыми этой программой, смогут работать в строительно-монтажных управлениях и организациях, акционерных объединениях по строительству, в проектно-конструкторских и научно-исследовательских организациях, IT-компаниях…

Очень востребованы сегодня навыки, предоставляемые образовательной программой «Социальная и ювенальная педагогика». Она дает комплексную информацию об основных положениях защиты прав детства, знание действующего законодательства и правоприменительной практики в области защиты прав несовершеннолетних, понимании проблемы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, профилактики делинквентного поведения детей и подростков…

Такие специалисты нужны в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования, в системе пенитенциарных учреждений, ювенальной юстиции, в кризисных центрах, центрах адаптации несовершеннолетних…

Экологические проблемы характерны не только для нашего региона. Образовательная программа «Экоаналитика в отраслях» способствует подготовке высокообразованных инновационных кадров в области производственной экологии по отраслям экономики. К примеру, экоаналитик в добывающих отраслях изучает используемые технологии, степень пагубного воздействия некоторых из них, предлагает план оптимизации и модернизации рабочих процессов.

Он должен уметь проводить анализ экологических угроз, работать над восстановлением территории на завершающих этапах добычи.

Цифровизация отраслей, цифровые решения все активнее проникают во все сегменты сельского хозяйства и промышленности, университет идет в ногу со временем и наше сотрудничество с АО МУИТ и Astana IT University позволило запустить программы «Цифровые агросистемы и комплексы» и «Цифровое проектирование зданий и сооружений».

Международная двудипломная магистерская программа «Русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве» реализуется нашим университетом совместно с партнерским вузом – Южным федеральным университетом (Ростов-на-Дону, Россия). Она направлена на подготовку будущих исследователей и лидеров в области изучения русского языка как иностранного, на подготовку высококвалифицированных специалистов по межкультурной коммуникации, эффективным кросскультурным интеракциям в международной образовательной среде…

— Бесспорно, эти программы очень интересны и перспективны. Но есть ли у вуза потенциал для их эффективной реализации?

— Да. Для этого у нас есть и соответствующая материально-техническая база, и высококвалифицированный профессорско-педагогический состав. Тем более, что все новые программы включены в единый Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования. Прошли внешнюю экспертную оценку и одобрены для реализации в учебном процессе.

Это подтверждает их соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности вузов. Важным преимуществом является то, что внедряемые программы разработаны совместно с работодателями, с учетом их запросов и требований к специалистам.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также