Преступление планировалось заранее, было продумано до мелочей, преступник владел информацией о месте расположения сейфа с деньгами, знал, как до него добраться.
Все эти и иные представленные суду обстоятельства дерзкого преступления, совершенного 24-летним жителем Зерендинского района Ш., досконально установлены следствием.
«Испытывал материальные трудности», — так неработающий молодой человек объяснил причину разбойного нападения.
Попросил своего двоюродного брата арендовать для него квартиру неподалеку от ТОО «Алтын Раушан». Осмотрелся, определил возможные пути бегства. Вернулся в квартиру, приготовил маску с прорезью для глаз, монтировку, рюкзак для денег.
Около трех часов ночи через забор проник на территорию ТОО. Подкрался к сторожевой будке с охранником Р., «забежал в помещение будки, держа в руке металлическую монтировку, используя ее в качестве орудия преступления, замахнулся ею в сторону Р., угрожая последнему физической расправой, тем самым парализовав волю и способность последнего к отражению нападения».
Связал сторожу руки и ноги, с помощью монтировки взломал пластиковое окно, через которое проник в служебное помещение, сломал декоративную межкабинетную стену. При помощи все той же монтировки взломал сейф, сложил в рюкзак 22 900 000 тенге и скрылся.
Допрошенный в ходе судебного заседания потерпевший Р. рассказал, что Ш. начал на него кричать: «Лежать! Убью! Лежи, не поворачивайся!», и он от страха лег на пол. Сильно испугался. Ш. его не бил, однако кричал и угрожал.
Охранник сумел освободить руки и ноги, взяв тревожную кнопку, выбежал на улицу, обратился к мобильному патрулю, и те вызвали полицию. По словам Р., все это происходило в течение четырех минут.
Для того чтобы скрыться, преступнику этого времени хватило. Взял свои вещи со съемной квартиры, вызвал такси и уехал в Нур-Султан. Там его и задержали сотрудники полиции. По его словам, потратить успел 130 000 тенге. Похищенные деньги изъяли.
Двоюродный брат Ш. на суде рассказал, что изготавливал для ТОО «Алтын Раушан» складские металлические конструкции. Во время монтажа Ш. ему помогал. О преступном умысле брата не знал.
На суде подсудимый вину свою признал частично. Рассказал и о том, что преступный умысел возник у него еще в то время, когда работал в охранной фирме: «Обеспечивал охрану здания ТОО «Алтын Раушан», тогда понял, что там могут быть деньги в большом количестве. При обходе здания видел расположение кассы».
Как видим, к работе охранных агентств вопросов возникает немало.
У суда были все основания квалифицировать действия Ш. по ст.192 ч.4 п.2 УК РК – разбой, т.е. «нападение с целью хищения чужого имущества, соединенное с угрозой непосредственного применения насилия, опасного для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению, с незаконным проникновением в служебное помещение, в особо крупном размере».
Судом также рассмотрен гражданский иск потерпевшего охранника Р. о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 тенге. Принято решение о том, что он подлежит частичному удовлетворению, «поскольку преступлением истцу причинен моральный вред, выразившийся в переживании потерпевшего, нравственных страданий из-за совершенного нападения, необходимости участия в досудебном расследовании дела и в судебном разбирательстве…».
Сумма компенсации морального вреда определана в размере 500 000 тенге.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности Ш. проведет ближайшие 10 лет.