Его величество балет

«Наследие Великой степи» на сцене Королевского театра в Лондоне»…«…на сцене брюссельского Центра искусств BOZAR»… «Впервые в Узбекистане «Астана балет» представит «Наследие Великой степи»…

Это только малая часть анонсов материалов, посвященных гастролям театра «Астана балет», по праву называемого брендом и гордостью суверенного Казахстана.
А теперь и жители Кокшетау, объявленного в этом году культурной столицей Казахстана, смогли насладиться высочайшим мастерством, профессионализмом, артистизмом творческого коллектива, отмечающего в этом году свое десятилетие.

— Для нас большая честь – завершить девятый театральный сезон в Кокшетау, — отмечал на пресс-конференции директор театра Александр Совостьянов. — С этой программой, показывающей и самобытную культуру казахской степи, и нас самих, как оригинальный театр, мы объездили полмира.

Ведущая солистка театра, заслуженный деятель Казахстана Татьяна Тен: «Где бы мы ни выступали, всюду стараемся показать огромный культурный потенциал нашей страны, наследие богатейшей казахской культуры и неоклассический репертуар. За рубежом очень хорошо принимают постановки, окрашенные национальным колоритом. Огромный интерес вызывают костюмы, головные уборы, аксессуары…».

Татьяна Тен – наша землячка. С пяти лет азы хореографии осваивала в балетной студии Дома культуры Степногорска, где и сейчас живут ее родители. А в девять лет – уже училась в столичном хореографическом училище.

Солист Бауыржан Мекембаев своей любимой ролью назвал Мизгиря из балета «Легенды о любви» Юрия Григоровича. По его признанию, в 10 лет, когда мама за руку привела в его балетную студию Алматы, он о балете не знал ровно ничего. Но благодарен маме за это решение.

Ведущие солисты, принявшие участие в пресс-конференции, единодушны: «В балете нужно уметь танцевать и классику – это основа, на которой мы выросли, и неоклассику, дающую возможность раскрыть свой потенциал, создать неповторимый образ. Не стоит чуждаться и модерна с его совершенно иным пластическим языком, когда можешь танцевать и босиком, и в мягкой обуви. Тело работает по-другому».

В том, что артистам «Астана балет» доступно все, воочию убедились счастливчики, сумевшие попасть на один из двух концертов в Кокшетау. Думается, что даже в том случае, если бы количество зрителей во Дворце культуры не было ограничено нынешними санитарными нормами, билетов на всех желающих все равно бы не хватило. Радует, что среди акмолинцев столько почитателей высокого балетного искусства.

А желающих увидеть спектакли уже на родной сцене театра «AstanaBallet» стало еще больше и среди увидевших постановки, и среди тех, кому в этот раз сделать это не удалось. Благо, столица не так далеко. А в юбилейный год коллектив театра обещает порадовать зрителей новыми оригинальными постановками.

Погружение в магию танца… Лирические воспоминания о детстве, проведенном на жайляу. Гордость за предков: мужественных воинов, благородных степных рыцарей, грациозных юных красавиц, каждый жест которых преисполнен особого смысла… Ну как же сложно описать словами ощущения, вызванные хореографическими миниатюрами постановки «Наследие Великой степи».

И как же красиво, талантливо передают исполнители замысел постановщика – заслуженного деятеля Казахстана Айгуль Тати. Пленительная нежность «Ақ қыз», хоровод тонких, качающихся на ветру березок «Қыз қайың», народные гуляния «Серілер салтанаты»… И феерия завершающей композиции «Ұлы дала»!

Даже неискушенному зрителю очевидно, как мастерски артисты балета при неоклассической интерпретации хореографических миниатюр сумели сохранить верность традиционным идеям, передать богатство эмоциональных красок Великой степи, характеры ее коренных обитателей. Ни разу не поступившись безукоризненным чувством стиля.

Впечатление от хореографических миниатюр, искусно сплетенных в единый целостный спектакль, многократно усиливают визуально-художественные эффекты, красочные костюмы, аутентичные героической эпохе аксессуары.

Завершилось хореографическое торжество одноактным балетом из неоклассического репертуара театра в постановке приглашенного хореографа Рикардо Амаранте – «A Fuego Lento» («Медленный огонь»).

Мы не увидели привычного и, признаюсь, ожидаемого последовательного развития действия. Но как же завораживает этот свободный полет фантазии балетмейстера, где каждый жест и каждое движение исполнителя говорят, кричат о любви и желании, превращающихся в сжигающее все на своем пути пламя страсти. Каждая миниатюра этого хорео-графического действа – оригинальна, неповторима. Но единой связующей нитью служит темпераментный, не терпящий притворства и фальши, обнажающий истинные чувства танец – танго.

Спасибо, «Астана балет», за подаренные нам эмоции, восторг, счастье от соприкосновения с высоким, подлинным искусством!

Фото с сайта astanaballet.com.

Читайте также