«Неустановленные следствием лица». Сколько их?

Нужны были деньги, чтобы вернуть долги, — так 29-летний А. объяснил суду, почему он решился стать сбытчиком наркотиков. Образование – среднее специальное, не женат, не работал, раньше к суду не привлекался.

Поражает отработанность схемы, по которой крупные торговцы наркотиками находят таких «закладчиков», оставаясь при этом неизвестными и недосягаемыми для правосудия.

5 декабря прошлого года А., не выходя из своей костанайской квартиры, в доступном каждому приложении «Телеграм», как зафиксировано в материалах дела, «нашел работу закладчика психотропных веществ и установил связь с неустановленным следствием лицом под ником «Masha». А дальше все, как в приличной фирме – предварительный отбор, следующий этап – обучение в чате «неустановленного следствием лица под ником «Salffetka20».

В суде он рассказал, что объявление по трудоустройству курьером курительной смеси нашел в приложении «OLX». То, что это вещество «похожее на «анашу» понял позже, но не знал, что это психотропное средство. Отказался от этого предложения, но спустя две недели согласился, поскольку нужны были деньги. На аккаунт под ником «Masha» отправил фотографию удостоверения личности и селфи с удостоверением личности, адресную справку, видео с указанием номера его квартиры и дома.

После этого получил четкие инструкции: как заложить психотропное вещество, график получения заработной платы, из расчета 3 000 тенге за каждую «закладку».
1 декабря 2020 А., «после прохождения курса обучения, согласившись на условия работы, предложенные ему неустановленным следствием лицом под ником «Salffetka20», выехал в город Степногорск». На банковскую карту «Kaspi Bank», оформленную на имя его матери, все та же (или тот же) «Salffetka20» перечислила «заработную плату» в сумме 320 000 тенге.

Вечером, 14 декабря, уже в Степногорске А. через интернет-приложение «Телеграм» получил фото с указанием местонахождения психотропных веществ. В районе степногорского ресторана «Greenwich». На следующий день достал из тайника «психотропные вещества и их аналоги в особо крупном размере для дальнейшего их хранения в целях сбыта на территории города Степногорска».

Всего свертков с зельем было 70. 51 из них успел заложить. Около 16 часов на молодого человека обратил внимание проходящий мимо полицейский патруль: «вел себя подозрительно, что-то копал (в декабре!) и фотографировал». Задержали.

«В ходе личного обыска у А. были обнаружены и изъяты свертки с психотропными веществами и их аналогами в количестве 18 штук, обмотанные изоляционной лентой, также в ходе осмотра мест закладок, произведенных в разных местах Степногорска, были обнаружены и изъяты свертки в количестве 49 штук… Изъятые вещества являются препаратами, состоящими из смеси психотропных веществ… Общая масса препарата составляет – 30,40 грамм, что относится к особо крупному размеру».
Со следствием А. сотрудничал активно, при вынесении приговора это стало единственным смягчающим вину обстоятельством. К слову, полученные 320 000 тенге он действительно тут же отправил на банковские карты своих кредиторов.

10 лет лишения свободы в учреждении УИС максимальной безопасности – срок достаточный для того, чтобы раскаяться в содеянном. Суд счел возможным избрать минимальный предел санкции, предусмотренных соответствующей статьей Уголовного кодекса РК.

В итоге наказание понес только А. – низшее звено этой отлаженной преступной схемы. А «Masha» и «Salffetka20» так и остаются «неустановленными лицами, в отношении которых открыто отдельное производство». Как и тот, кто отдавал им распоряжения. Как и тот…
Как, собственно, и те степногорцы, которые готовы за содержимое этих «закладок» платить деньги немалые.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также