«Зритель приходит в филармонию не в жажде развлечений, – он приходит, духовным голодом томим… Вы хотите, чтобы искусство окупалось деньгами? Этого никогда не будет… Искусство окупается просвещенным обществом!» – так справедливо считает великий режиссер Юрий Норштейн. 9 июня в Акмолинской областной филармонии имени Укили Ыбырая блестяще прошла премьера танцевального спектакля «Я и все мои «Я», где высокая классика – неотъемлемая составляющая грациозного языка танца.
Хореографа Гульмиру Ордабаеву представлять нет нужды: думающий, талантливый подвижник культуры, истинный энтузиаст, эта хрупкая, изящная, как статуэтка, талантливая женщина руководит признанным танцевальным коллективом, известным далеко за пределами родного края. Для местной аудитории репертуар любимого «Гәкку» ассоциируется с традиционным классическим народным танцем. Одухотворенные, обостренно чувствующие творческие натуры не останавливаются на достигнутом, стремясь куда-то выше и дальше земных благ.
Сегодня востребовано умение синтезировать разные виды танцевального искусства. Нельзя, любя искусство, не любить все виды – и модерн, и классику, если это талантливо. И каждый раз танцевать по-другому. Хореографу Ордабаевой подвластно и даровано необыкновенно тонкое и проникновенное чувствование «души» танца, льющегося непринужденно, несущее в себе и свежесть, и новизну, и поэзию обновляющейся природы.
Алине Темиргазиной, студентке-практикантке Уральского государственного педагогического института, выпускнице колледжа культуры имени Акана серэ, руководитель ансамбля Гульмира Миргалиевна доверилась безоговорочно: твори, выдумывай, пробуй, пытайся и стремись сделать что-то свое…
Премьера под интригующим названием «Я и все мои «Я» поставлена оригинально. Каждый номер перед самим спектаклем – философский. Так много всего, что невозможно пересказать. В каждом танцоре живет человек, и мы не знаем, что с ним происходит. Он и сам этого не знает. Он потрясен тем, что не может взлететь, а с детства был крылатым… Не всегда осознает, понимает, как и с чем живет сам: яростно, ярко сгорает или медленно умирает. Поэтому он борется за жизнь, сопротивляется, пытается взлететь. То же происходит в жизни каждого из нас. Разве человека не создает его сопротивление окружающей среде?! И в этом спектакле мы увидим свое отражение. Конечно, здесь есть масса нюансов…
Участник этого театрального представления пропускает образ через себя. Что-то общее, несомненно, есть, между всеми героями мощного, поистине завораживающего пластического действа… Зрелищного, обладающего притягательным, а не отталкивающим магнетизмом. Энергия молодости, та грация, которой одаряет только сама природа, врожденная пластика, безупречное чувство ритма захватывают зрителя буквально с первых тактов музыкального сопровождения, с первых движений танцоров на сцене. Молодые слушают музыку и буквально поют ее телом. Восхитительно!
Алина Темиргазина еще не умеет довлеть над подопечными, ведь они – почти ровесники. Режиссер-постановщик, по идее, должен диктовать танцору, как себя вести на сцене, какой образ играть. Здесь же создается впечатление цельности драматического спектакля: у каждого свое определенное место, нет ощущения, что кто-то в массе не знает, куда себя деть. Все едино, слитно, гармонично.
Автономный мир суверенной личности самодостаточен. На сцене ребята выкладываются без остатка, энергозатраты их – титанические усилия воли, результаты изнурительных тренировок, долгих многочасовых репетиций. За воздушной легкостью каждого танцевального шага, вздоха, пластичного движения – каторжный физический труд до самоотречения…
О музыке хочется сказать особо! Музыка уже не пела, она звала в ту страну, где никакие горести не могут омрачить любви.
Музыкальное оформление драматично и неожиданно разнообразно. Это и та «бесконечная, вечная музыка, от которой так хочется жить», и оглушающая, и давящая, и возвышающая, приподнимающая человека над землей, дабы он высмотрел потерянное на ней место… Музыка к спектаклю и номерам тщательно, изобретательно и продуманно сопровождает всякое движение тела, а значит, и души…
Красноречивые, говорящие, выразительные наименования каждого номера, каждый из которых – мини-спектакль: «Про тебя», «С любимыми не расставайтесь», «Синоним», «Сопротивление», «Не исчезай!», «Путь»…
Премьера ансамбля Акмолинской филармонии еще раз доказала, что город Кокшетау по праву можно называть культурной столицей страны!
Алия АХЕТОВА.